« Эффективность педагогической технологии критического мышления с позиций проблемы формирования мотивации учения на уроках географии» учитель географии: Финадеева Оксана Нурудиновна
Технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления - это целостная надпредметная система учебных стратегий, методов и приёмов, направленная на развитие критического мышления у учащихся. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Базовый дидактический цикл: Первый этап – «Вызов». Субъекты процесса реализуют следующие задачи: пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой. самостоятельное учащимися направлений в изучении темы. Второй этап – «Осмысление». Решаются две основные задачи: организация активной работы с информацией самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными, мнениями. Третий этап – «Рефлексия». Здесь понимается как «встраивание» нового опыта, новых знаний в систему личных смыслов. Для этого необходимо: самостоятельно систематизировать новый материал. определить направления для дальнейшего изучения темы.
Стратегия вопросительные слова Пример: 6 класс «Атмосфера, её состав и строение. Вопросительные слова Основные понятия тем Как? Что? Где? Каким образом? Почему? Откуда? Зачем? Из чего состоит? Каково значение?
Приём «Толстый и тонкий вопросы» Толстый вопрос Тонкий вопрос В эту графу входят вопросы, которые требуют развёрнутого обстоятельного ответа: В эту графу записываются вопросы, которые требуют фактического ответа: o дайте объяснение, почему… o почему вы думаете… o почему вы считаете… o в чём разница… o предположите, что будет, если что, если… o кто… o что… o когда… o может… o будет… o могли… o как звали… o было ли… o согласны ли вы… Например: 8 класс. Тема «Освоение и изучение территории России». Например: 8 класс Тема «Освоение и изучение территории России» Каково значение походов Ермака? Что такое Мангазея, мягкая рухлядь?
Приём «Ромашка вопросов» 6 лепестков – 6 типов вопросов. Простые Уточняющие Интерпретационные ( объясняющие ) вопросы Творческие Оценочные Практические
Стратегия «Инсерт » (условные значки) V – то, что было известно учащимся ранее; + - новая неожиданная информация; - - информация, противоречащая взглядам обучающихся; ? - информация до конца не выяснена ( не вполне понятна ).
Приём « Мудрые слова» 1. Азы работы над текстом. 2. Что не ждали? 3. Ты уже знаешь, последние новости? 4. Главная жизненная мудрость. 5. Известное и неизвестное. 6. Иллюстративное изображение. 7. Поучительный вывод. 8. Важные темы для обсуждения.
Стратегия «Таблица-синтез» Ключевые моменты текста На чём остановилось внимание Почему именно на этом остановилось внимание именно у меня
Приём «Концептуальная таблица» Линии сравнения Изучаемое явление 1. В какой части страны расположен город? Москва Санкт-Петербург 2. Выход к морю 3. Транспортное положение Выход к морю 4. Положение на реке 5. Планировка города: определите тип планировки явный центр города год основания достопримечательности
Приём «Знаю, хочу знать, узнал» Пример: 8 класс, тема «Жемчужина Сибири – Байкал» Приём «Корзина идей, понятий, имён…» Пример: тема «Состав топливно-энергетического комплекса» (9 класс). В «корзину» учениками были срошены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока: топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС, ТЭС, нефть и т.д.