Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам
обучение в сотрудничестве исследовательская деятельность учащихся метод проектов
Основа исследовательской деятельности студентов приобретение личностного и профессионального опыта развитие познавательных творческих навыков выработка стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания развитие критического мышления
Метод проектов определенная совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов
Причины обусловлены: необходимостью не столько передавать учащимся сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач
Причины обусловлены: актуальностью приобретения коммуникативных навыков и умений, то есть умений работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)
Причины обусловлены: актуальностью широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему значимостью для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения
Цели расширить словарный запас расширить страноведческие знания о стране изучаемого языка продемонстрировать уровень обученности иностранному языку
Цели повысить мотивацию к изучению конкретного предмета снять языковые трудности и психологические барьеры реализовать интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем и донести их до заинтересованной аудитории; подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
Цели установить и реализовать межпредметные связи совершенствовать умения участвовать в коллективных формах работы показать умения отдельного учащегося или группы учащихся использовать приобретенный исследовательский опыт
Характерные особенности проектного метода Интегративность Проблемность Контекстность
Проект Проект является гибкой моделью организации учебного процесса, ориентированной на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых товаров и услуг, обладающих субъективной или объективной новизной и имеющих практическую значимость.
Важные аспекты Информационный диапазон Исследовательский аспект Языковой аспект
Основные требования к использованию метода проектов Направленность проекта на углубление знаний о культуре страны изучаемого языка. Развитие речевых умений студентов и усвоение ими определенного количества новых лексических и грамматических единиц (в соответствии с типом проекта и уровнем обученности группы). Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Основные требования к использованию метода проектов Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проектов (с указанием поэтапных результатов).
Классификация 1 планирование работы над проектом выполнение проекта оформление проектной работы презентация проекта организация контроля
Классификация 2 планирование работы над проектом; аналитический этап; этап обобщения; этап презентации полученных результатов работы над проектом.
Последовательность действий 1.Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования 2.Обсуждение методов исследования 3.Обсуждение способов оформления конечных результатов 4.Сбор, систематизация и анализ полученных данных 5.Подведение итогов, обсуждение результатов, их презентация 6.Выводы, выдвижение новых проблем исследования
Факторы риска недостаточным уровнем языковой подготовки в отдельных группах; нехваткой времени; непривычностью этой формы работы; недостаточной подготовленностью преподавателя к проектным формам работы; невысокой мотивацией к данному виду деятельности; трудностью вовлечения слабых учащихся в активную дискуссию; риском трансформации дискуссии в спор между отдельными учащимися.
Трудности Организационный аспект Мониторинг/обратная связь Личностный аспект Социально-групповой аспект