Работа с неблагополучными семьями
5 типов семей Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Конфликтные семьи. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.
Три типа неблагополучных семей Педагогически несостоятельная семья Конфликтная семья Асоциальная (асоциально-криминальная) семья
Этапы работы с неблагополучными семьями Установление контакта с членами семьи. Выявление существа семейных проблем и причин их возникновения. Определение плана вывода семьи из тяжёлой ситуации. Реализации намеченного плана, привлечение специалистов. Патронирование семьи, если оно необходимо.
Психолого-педагогические методы и подходы в работе с неблагополучными семьями
Основные направления работы с семьёй 1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребёнку. 2.Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей. 3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.
Этапы взаимодействия с семьёй I.Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества. II.Изучение семьи. III.Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия. IV.Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации. V.Наблюдение за семьёй. Отслеживание динамики развития детско- родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье. VI.Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.
Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями. Средства: Беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в школу). Посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим социальным окружением семьи.
Изучение семьи Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других родственниках. Материальное обеспечение и жилищно- бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Диагностика причин семейного неблагополучия. Средства: Посещения на дому, акты обследования жилищно- бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос; Использование методов психологической диагностики (тесты)
Обработка результатов социально- педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия
Категории неблагополучных семей Воспитани е детей ближайшими родственниками Родители, зло употребляющие алкоголем Конфликтны е семьи Неполная семья Малообес печенная семья Хронически болеющие родители
Семья, где родители злоупотребляют алкоголем Изоляция ребёнка из семьи Координация действий школы, администрации по защите прав ребёнка Хроническ ий алкоголиз м Индивидуальные беседы, консультации Игротерапия Круглые столы Индивидуальная работа Групповая работа Семья, поддающая ся коррекции образа жизни