Совершенствование системы налогообложения ГМК Ноябрь 2015
Содержание 2 Введение Оценка международных экспертов Данные международных экспертов Планируемые изменения по НДПИ НДС и налог с продаж Краткие выводы и предложения
Введение 3 Страны с низким Индексом политического потенциала (Policy Potential Index) – страны, не привлекательные для инвестиций! Казахстан может занять достойное место в таблице Policy Potential Index! Применение лучших международных практик в национальной налоговой политике – рост инвестиций в горнорудную отрасль Казахстана!
Оценки международных экспертов 4 *Эффективная налоговая ставка, указанная в публикуемой финансовой отчетности; ** По Kazakhmys данные за 2013 год, за 2014 год данные по Kaz Minerals
Оценки международных экспертов 5 Неуверенность Инвесторов в размере отдельных налогов! Основные налоги должны рассматриваться в «Едином пакете», в том числе, с дополнительными обязательными недропользователя! Требуется совершенствование трансфертного законодательства! Высокие ставки налогов на сверхприбыль и НДПИ!
Оценки международных экспертов 6
Планируемые изменения - НДПИ Предложение КГД Минфина об обложении налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) забалансовых запасов нашло поддержку госорганов, что может иметь негативные последствия 1 Поправка приведет к увеличению налоговой нагрузки на недропользователя, поскольку выборочная отработка запасов запрещена законодательно 2 Возникает вопрос налогового администрирования, в части определения объекта обложения, учитывая, что уплата НДПИ по забалансовым запасам предусматривается в случае их реализации 7
НДС и налог с продаж Для отрасли важна конкурентоспособность налога на добавленную стоимость (НДС) и правил возврата дебетового НДС! Возврат превышения НДС затягивается до 2-3 лет (практика)! Практика возврата из бюджета 100%-го превышения НДС в упрощенном порядке – рост конкурентоспособности экспортеров на международном рынке! 8
НДС и налог с продаж 9 В рамках реализации пяти институциональных реформ «100 шагов» Правительством Казахстана прорабатывается вопрос введения налога с продаж (НсП) вместо НДС. НсП это косвенный налог, взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. НсП несет в себе функцию налога на потребление, действие которого ограничивается территорией одного государства без применения к операциям с внешними потребителями.
НДС и налог с продаж 10 Положительные стороны Отрицательные стороны Для государства - отсутствие возврата налога из бюджета, отсутствие оттока денежных средств НсП не предусматривает механизма зачета налога, уплаченного за приобретенные товары, работы, услуги, используемые в процессе производства других товаров и услуг и как следствие: эффект каскадного накопления НсП в стоимости конечного продукта; увеличение его себестоимости и снижение рентабельности производства; неконкурентоспособность продукта на международном рынке, ухудшение положения производителей/экспортеров. Практика применения НсП показывает, что налог сложен в администрировании.
НДС и налог с продаж ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Предоставить Правительству и бизнесу возможность проработать четкий механизм взимания НсП, избегая негативных последствий. При разработке механизма взимания НсП рассмотреть возможность взимания налога только с конечного потребителя продукции и услуг, т.е. на стадии розничных продаж (по аналогии с мировой практикой). При отсутствии возможности введения НсП только на розницу, для производителей-экспортеров, являющихся агентами по НсП, рассмотреть вариант установления зачетного механизма и возврата НсП, уплаченного поставщикам товаров, услуг, использованных при производстве экспортируемой продукции. 11
Выводы и предложения Казахстанский горнорудный сектор менее привлекательный для инвесторов, по сравнению с другими странами! 12 Меры повышения инвестиционной привлекательности предприятий ГМК, в области налогообложения: объявление моратория на существенное изменение Налогового кодекса (замены и добавление новых налогов) на среднесрочный период; до момента достижения налоговой стабильности, при внесении изменений учитывать интересы всех заинтересованных сторон, учитывая положительный опыт взаимодействия налогового органа и налогоплательщиков при разработке текущего налогового кодекса; отказ от налога на сверхприбыль для недропользователей, либо снижение его ставок, пересмотр положений об отнесении на вычеты расходов капитального характера, в том числе, расходов на геологическое изучение, в целях исчисления КПН; прекращение практики взимания КПН с убытков недропользователя; пересмотр положений по вычету расходов на НИОКР;
Краткие выводы и предложения Меры повышения инвестиционной привлекательности предприятий ГМК, в области налогообложения: предусмотреть возможность отнесения на вычеты расходов по социальным выплатам и финансированию по меморандумам, заключенным с местными исполнительными органами; отмена бонуса коммерческого обнаружения, в соответствии с мировой практикой; пересмотр существующих положений по налогу на добычу полезных ископаемых; упрощение процедуры получения и применения льготы по НДПИ для низкорентабельных месторождений; пересмотр положений законодательства о трансфертном ценообразовании и приведение этих норм в соответствие с международной практикой; упрощение процедур налогового администрирования, сокращение количества и периода проведения налоговых проверок посредством мониторинга, разъяснительной работы налоговых органов с налогоплательщиками и исключением из налогового законодательства положений, позволяющий двоякое толкование и неопределенность. 13