Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Технологии организации исследовательской работы на уроках Дроздов С.Ю. Злотников В.С. Назаров А.Ю.
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Информационная копилка – коллекция объектов или их описаний, сделанных в свободной форме Картотека – коллекция описаний, структурированных по определенным признакам Обучение исследованию начинается со сбора копилок
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Пример исследования: ПРИСТАВКИ НА -З, -С разбежаться размочить раздать раскрыть распаковать раздеваться располагаться разговаривать развиваться распекать распылять развод рассказ росомаха растяпа разлука растение
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Пример исследования: ПРИСТАВКИ на –З, -С разбежаться размочить раздать раздеваться располагаться разговаривать развиваться развод раскрыть распаковать распекать распылять рассказ ра з б ежаться Зв.
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Пример исследования: ПРИСТАВКИ Неструктурированная информация Выделены признаки ра з б ежаться Зв.
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Пример исследования: ПРИСТАВКИ Выделены признаки ра з б ежаться Зв. Ра_ ___ Зв ЕСЛИ ТО Ра з - Ра_ ___ Зв Ра_ ___ Гл ЕСЛИ ТО Ра с -
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Схема 1 «Эмпирического исследования» КОПИЛКА КАРТОТЕКА СВЯЗИ, ЗАВИСИМОСТИ ПРАВИЛА НОВЫЙ КЛАСС ТИПОВЫХ ПРОБЛЕМ ЦЕЛЬ ПРИЛОЖЕНИЯ
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории ПРИМЕРЫ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИМЕР 1. КУРС МАТЕМАТИКИ. ПРОЕКТ «СВОЙСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ» (фрагмент). Учитель – Белова Г.В. Свойства: если… то… Если a увел., h a сохр., то A увел. доказательство применение Изменяем одни характеристики, Отслеживаем, как меняются другие. копилка Выделение элементов, характеристик (ИП) Длина стороны a Длина стороны b Длина стороны c Высота h a Высота h b... Угол A Угол B Угол C
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Копилка игр Добежать до преграды со связанными ногами Дойти до цели с завязанными глазами Передать загаданное слово жестами, без слов Отвечать на вопросы, не произнося «да» и «нет» («ДА» и «НЕТ» не говорите) Дойти до места «задом наперед» «Где были мы, не скажем, а что делали, покажем» Представьте суть каждой игры, как ответ на два вопроса Материалы к схеме 2 «Эмпирического исследования»
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Копилка игр Представьте суть каждой игры, как ответ на два вопроса ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ? ЧТО ЗАПРЕЩЕНО? ЦЕЛЬ? ОГРАНИЧЕНИЯ? Придумайте новые игры
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Схема 2 «Эмпирического исследования» КОПИЛКА КАРТОТЕКА СВЯЗИ, ЗАВИСИМОСТИ МОДЕЛЬ ОБЪЕКТА АЛГОРИТМ СИНТЕЗА ОБЪЕКТОВ ДАННОГО ВИДА ЦЕЛЬ СИНТЕЗ ОБЪЕКТОВ ДАННОГО ВИДА
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Схема 2 «Эмпирического исследования» Копилка загадокМодель загадкиСинтез загадок Копилка сказочных героев Модель сказочного героя Придумывание новых героев Копилка бутербродовМодель бутерброда Создание новых бутербродов Копилка матем. задачМодель задачи Создание новых задач
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории Постановка проблемы в виде противоречия ЕСЛИ держать жесткую дисциплину на уроке ТО (+) НО (-) Учебный процесс будет хорошо управляемым Ученик не научится самостоятельности +- СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ: Экстремистский Компромиссный изобретательский +-
Семинар «Творческие методы деятельности как основа формирования индивидуальной образовательной траектории АНАЛИЗ ПОСТУПКА ЧЕРЕЗ ПРОТИВОРЕЧИЕ Проект «Досье на литературного героя» 1. Выбрать поступки (В каких ситуациях у героя был выбор?) 2. Встать на точку зрения героя, смоделировать выбор «Если … то.., но…» (перечислить все «плюсы» и «минусы» глазами героя. 3. Нашел ли герой решение противоречия (сохранить «+», устранить («-»)). Если да, то какое? Если нет, что он выбрал? 4. Выяснить, какие (+) и (-) не заметил, не предвидел герой. 5. Вернуться на собственную точку зрения. Что ты расценил бы как (+) и (-) в данной ситуации? 6. Какие способы разрешения противоречия ты бы предложил? Если (условие) то но (-) обоснование2 (+) обоснование1