ГБОУ ООШ 2 г. Отрадный ХОЧУ- МОГУ - НАДО для 9 класса Залевская Алла Владимировна учитель истории и обществознания ГБОУ ООШ 2 г. Отрадный 2015
Выбираем будущую профессию
Критерии выбора профессии Какая профессия мне интересна? Смогу ли я освоить эту профессию? Что мне даст эта профессия в будущем? ? интересы возможности Потребности рынка труда
ХОЧУ стремления личности (желания, интересы, склонности). МОГУ возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент). НАДО потребности общества в кадрах.
Оцените, пожалуйста, данные высказывания 0 – вовсе нет, 1 – пожалуй так, 2 – верно, 3 –совершенно верно. 1 Обслуживать людей…………………….. Заниматься лечением……………………. Обучать, воспитывать…………………… Защищать права и безопасность………… Управлять людьми ……………………….. 1Знакомиться с новыми людьми …………. Быть чутким и доброжелательным ……... Выслушивать людей …………………….. Разбираться в людях …………………….. Хорошо говорить и выступать публично. 2 Управлять машинами…………………….. Ремонтировать оборудование……………. Собирать и налаживать технику………… Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи…………….. Заниматься строительством……………… 2Искать и устранять неисправности ……... Использовать приборы, машины, механизмы……………………………………… Разбираться в технических устройствах.. Ловко обращаться с инструментами …… Хорошо ориентироваться в пространстве. 3 Обрабатывать тексты и таблицы………… Производить расчеты и вычисления…….. Перерабатывать информацию…………… Работать с чертежами, картами и схемами………………………………………….. Принимать и передавать сигналы и сообщения…………………………………… 3Быть сосредоточенным и усидчивым ….. Хорошо считать в уме …………………… Кодировать информацию ……………….. Оперировать знаками и символами ……. Искать и исправлять ошибки ……………. 4 Заниматься художественным оформлением…………………………………………. Рисовать, фотографировать …………….. Создавать произведения искусства……… Выступать на сцене ……………………… Шить, вышивать, вязать …………………. 4Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи ………………………………….. Разбираться в литературе и искусстве ….. Петь, играть на музыкальных инструментах …………………………………………. Сочинять стихи, писать рассказы ………. Рисовать …………………………………..
5Ухаживать за животными ……………….. Заготавливать продукты ………………… Работать на открытом воздухе ………….. Выращивать овощи и фрукты ………….. Иметь дело с природой ………………….. 5Разбираться в животных или растениях... Разводить растения или животных ……... Бороться с болезнями, вредителями ……. Ориентироваться в природных явлениях. Работать на земле ………………………… АРаботать руками………………………….. Выполнять решения …………………….. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать…………………. Получать конкретный практический результат…………………………………….. Воплощать идеи в жизнь………………… АБыстро выполнять указания …………….. Точно следовать инструкциям ………….. Работать по заданному алгоритму ……… Выполнять однообразную работу ………. Соблюдать правила и нормативы ……….. БРаботать головой ………………………… Принимать решения ……………………… Создавать новые образцы ……………….. Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать ………………………………….. Планировать, контролировать, проек-тировать, разрабатывать, моделировать… БСоздавать новые инструкции и давать указания …………………………………... Принимать нестандартные решения ……. Легко придумывать новые способы деятельности …………………………………. Брать на себя ответственность ………….. Самостоятельно организовывать свою работу………………………………………
1. Человек – техника все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер- конструктор, автослесарь, системный администратор и др. 2. Человек – человек все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и др. 3. Человек - знаковая система все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и др.
5. Человек - художественный образ все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед, архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, режиссер, композитор и др. 4. Человек – природа все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог, работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.
Критерии выбора профессии Уровень зарплаты Уровень зарплаты Престиж и востребованность Престиж и востребованность Социальная значимость Социальная значимость Опасность для жизни Опасность для жизни Умственный/физический труд Умственный/физический труд Работа в команде Работа в команде Стрессоустойчивость Стрессоустойчивость
Приоритетные сектора экономики в РФ Машиностроительный комплекс Химическое производство Жилищное строительство Связь и телекоммуникации Транспорт Производство и распределение электроэнергии, газа, воды Обрабатывающее производство Сельское хозяйство
Наиболее востребованные профессии и специальности в Самарской области Вакансии рабочих Арматурщик Бетонщик Водитель Каменщик Животновод Маляр Монтажник Облицовщик Плотник Повар Продавец Электросварщик Штукатур- маляр Сварщик Слесарь-сантехник Вакансии служащих Врач Медицинская сестра Менеджер Фельдшер Техник по наладке и испытаниям Техник-технолог Рекламный агент Социальный работник Педагог дополнительного образования Инженер - проектировщик Инженер - конструктор
Медицинские противопоказания к профессиям На сайте представлены описания профессий и противопоказания к ним по здоровью, а также профессионально-важные качества. e.html даны противопоказания к некоторым профессиям. vstupitelnoe-slovo есть перечень противопоказаний и профессий Полезные ссылки
- Концепцией Модернизации российского образования; - Указ Президента РС(Я) от г 430 «О Плане мероприятий по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ В РС(Я) на 2011 г» -Распоряжение Правительства РС(Я) от г 834-р «О Плане действий по модернизации общего образования РС(Я), направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период годов» -Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Садовникова, И.О. Профориентология М Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М., Краснов В.А. Самая лучшая профессия. - Свердловск, 89 Литература