Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (10 класс)
Поэма оказалась главной книгой Некрасова История создания Задумана после отмены крепостного права Автор работал над ней с большими перерывами до последних дней. Книга оборвалась вместе с его жизнью, оставив исследователям много загадок. Перед нами поэма-эпопея, изображающая пореформенную Россию. Развёрнута широкая панорама русской действительности 60-х гг XIX в – картины русской жизни чередуются с сатирическим изображением помещичьего быта.
Семь мужиков-правдоискателей странствуют по родной земле в поиске счастливых людей. Путешествуя, они встречаются с разными людьми, дают им оценку, сталкиваются с событиями реальной жизни. Замысел автора и проблематика поэмы Некрасов хотел изобразить все социальные слои общества: от крестьянина до царя. Автор нарисовал до- и послереформенную Русь со всеми её противоречиями, поставил острый вопрос и решил проблему счастья, как её понимали революционные демократы.
Тяжёлая крестьянская доля и крестьянское разорение – основные мотивы произведения. Замысел автора и проблематика поэмы Поэт не смягчает красок, показывая нищету, грубость нравов, пьянство и религиозные предрассудки в крестьянском быту. Через всю поэму проходит мысль о невозможности жить так дальше.
Чтобы ответить на главный вопрос, кому на Руси жить хорошо, Некрасов оглядывает всю Русь. Ответ на главный вопрос поэмы Вначале он не находит на этот вопрос положительного ответа, потому что поэмы начата в 1863 г – после отмены крепостного права. Позднее, когда передовая молодёжь пошла «в народ» и увидела смысл жизни в служении ему, поэт сделал вывод: счастье – это служение своему народу.
Композиционный стержень поэмы – путешествие семи мужиков Странник - это не турист, не искатель происшествий на новых местах. Это тот, кто ищет правду, истину, докапывается до смысла жизни.
Странничество - не столько физическое перемещение в пространстве, сколько духовное - в постижении высшего смысла жизни.
Пролог Раскрывается суть спора между мужиками Клятва, данная мужиками в конце «Пролога»: В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси?
«Поп». Часть I, глава I - Православные! Роптать на бога грех, Несу мой крест с терпением, Живу…
Поп Поп решительно отказывается называться счастливы человеком. Он объясняет, что такие общепризнанные атрибуты счастья, как покой, богатство, честь, в его жизни отсутствуют. Простой священнослужитель оказывается человеком, который живёт такой же тяжёлой жизнью, как и все мужики. Вместо покоя – волнения и хлопоты за прихожан. Честь поповского сословия постоянно оскорбляют мужики, распевая «песни непристойные».
Подумай и ответь… - В чём особенности авторской речи в поэме? С первых строк возникают тревожные мысли о народной судьбе. Противопоставления: широкая дороженька, но песчаная и глуха; хороша весенняя природа, но невесело глядеть на поля с бедными всходами. Авторская речь сливается с крестьянской, встречаются просторечные формы. Речь автора близка к народной и по интонации, и по синтаксическому строю. Вывод: связь с народным творчеством и живой крестьянской речью придаёт стихам подлинно народное звучание, делает поэму близкой и доступной пониманию не только интеллигента, но и слушателя-крестьянина.
Подумай и ответь… - Какую роль играет в поэме описание деревень, природы? Авторское описание природы, сёл, деревень, через которые идут странники, даётся в неразрывном единстве с жизнью крестьянина. В воображении читателя возникает образ земли, лишённой жизни. Пейзаж рождает ощущение крестьянской обездоленности, горя. Вывод: все описания – убедительное свидетельство того, что в «жизни крестьянина, ныне свободного, бедность, невежество, мрак». В то же время описания дают представление о духовных богатствах крестьянской души, о талантливости народа.
Ярмарка
«Пьяная ночь». Часть I, глава III - Как показано безудержное веселье? - Какие глаголы использованы? Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышется - Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ! Не ветры веют буйные, Не мать-земля колышется - Шумит, поет, ругается, Качается, валяется, Дерется и целуется У праздника народ! Задание: прочитайте выразительно и постарайтесь передать атмосферу широкого народного праздника.
«Пьяная ночь». Часть I, глава III - Найдите и зачитайте эпизоды, в которых говорится о том, как веселье перешло в ничем на сдерживаемое пьянство. В первом эпизоде создаётся, а во втором усиливается представление о том, как ещё много в народе тёмного, неприглядного и безобразного. Вывод: сознание народное – сложное и противоречивое.
«Пьяная ночь». Часть I, глава III Все высказывания из толпы свидетельствуют о темноте, невежестве, нетерпении и смирении народа. Однако есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности крестьян осмыслить своё положение. В них звучат несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведённой реформы: Добра ты царская грамота, Да не про нас написана…
Яким Нагой Яким живёт в страшной нищете в деревне Босово. Он до смерти работает, спасаясь под бороной от жары и дождя, и прекрасно осознаёт, что за счёт его труда живут «дольщики». Это образ крестьянина нового типа – сельского пролетария, и его голос – голос самых решительных крестьян. Яким трудолюбив и умён, он всегда уместно употребляет меткое слово, его бедная изба украшена картинками. Перед нами своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского «праведника». Он так же, как большинство крестьян, нищ и бесправен, но у него непокорный нрав и есть чувство собственного достоинства. Судьба чудака-правдоискателя печальна: стремление добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму.
«Счастливые». Часть I, глава IV Смекнули наши странники, Что даром водку тратили, Да кстати и ведерочку Конец. «Ну, будет с вас! Эй, счастье мужицкое! Дырявое с заплатами, Горбатое с мозолями, Проваливай домой!»
Ермил Гирин Грамотный мужик, служил писарем и на всю округу прославился справедливостью. Он предан народу и показал себя примерным старостой, когда был выбран крестьянами на эту должность. Народ в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляя к нему доверие, и это подтверждает способность крестьян выступать сообща. Но Некрасов не сделал из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначил в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не свёл счёты с жизнью. Покаявшись всенародно, Ермил обрёк себя на подвижническое служение народу. Вот почему во время крестьянского бунта от отказался уговаривать бунтующих крестьян и попал в острог.
Бывало, ты в окружности Один, как солнце на небе, Твои деревни скромные, Твои леса дремучие, Твои поля кругом! Пойдешь ли деревенькою - Крестьяне в ноги валятся, Пойдешь лесными дачами - Столетними деревьями Преклонятся леса! Пойдешь ли пашней, нивою - Вся нива спелым колосом К ногам господским стелется, Ласкает слух и взор! Порвалась цепь великая, Порвалась - расскочилася Одним концом по барину, Другим по мужику!.. «Помещик». Часть I, глава V
В кромешный ад провалимся, Так ждет и там крестьянина Работа на господ! «Последыш». Из II части поэмы
- Кратко перескажите текст. - Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями. Докажите это текстом поэмы. Народу тьма… …Проворных кос… Размахи сенокосные… …И пало, прошумев! «Последыш». Из II части поэмы - Почему мужики согласились «выдать себя» за крепостных? Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себя, сохранив отжившую систему отношений. В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней приниженности и покорности.
- Зачитайте эпизоды, где вахлаки безропотно и смиренно переносят всякий раз моральное унижение. Народ – богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба. «Последыш». Из II части поэмы
Главное в этой части – общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Каждый из них высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившимися на Вахлачине.
«Последыш». Из II части поэмы По-иному расценивает сложившуюся на Вахлачине ситуацию Агап Петров. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Петров видит проявление мужицкой глупости и вступает в откровенный конфликт с Последышем: Цыц! Ничкни! Крестьянских душ владение Покончено. Последыш ты! Агап возмущён, он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков.
Князь Утятин Утятин не просто тоскует по прежней жизни – он остался в ней навсегда. Он очень похож на выжившего из ума. Крестьяне деревни Вахлаки, по просьбе будущих наследников князя, соглашаются изображать для князя его счастливое прошлое: «морочить полоумного», «дурацкие приказы исполнять». Но даже в этой комедийной ситуации происходят вовсе не смешные события: по приказу Последыша мужики понарошку наказывают розгами непокорного Агапа, а он в тот же день умирает.
Не дело между бабами Счастливую искать. …Некогда Ни думать, ни печалиться, Дай бог с работой справиться Да лоб перекрестить. Поешь - когда останется От старших да от деточек, Уснешь -когда больна... «Крестьянка». Из III части поэмы
Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! Да вряд они и сыщутся... Какою рыбой сглотуны Ключи те заповедные, В каких морях та рыбина Гуляет - бог забыл!.. «Крестьянка». Из III части поэмы
- Расскажите, как жили корежские крестьяне. - Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян (в отношениях с помещиками)? В отличие от вахлаков поведение корежских крестьян – это страстная жажда независимости. В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежских крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они «живьём» в землю закопали. «Крестьянка». Из III части поэмы
- Кто такой Савелий? - Найдите в тексте портрет Савелия. - Как понимает Савелий слово «терпит»? Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина. «Крестьянка». Из III части поэмы
- Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ассоциация с былиной о Святогоре? Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силён, и бессилен одновременно. «Крестьянка». Из III части поэмы
- Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? Эх вы, Аники-воины»! Со стариками, с бабами Вам только воевать. В этих словах звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу. «Крестьянка». Из III части поэмы
- Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрёну Тимофеевну? Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безусходность, обречённость, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя. «Крестьянка». Из III части поэмы Так в образе Савелия обнажаются сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. Отсюда – ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу.
Савелий – «богатырь святорусский» Странники узнают об этом персонаже из рассказа Матрёны Тимофеевны. Савелий испытал на себе все тяготы жизни. Он буквально одержим жаждой свободы, которую не смогли убить ни плётка помещика Шалашникова, ни хитрость немца-управляющего, ни 20 лет каторги. «Клеймёный, да не раб!» – так говорит он о себе. Но ему тоже не удалось одолеть злую судьбу. В последние годы жизни он отверг всё мирское и провёл их в посте и молитве.
Савелий – «богатырь святорусский» Савелий оставил страшную заповедь потомкам: Как вы не бейтесь, глупые, Что на роду написано, Того не миновать! Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга, А бабам на Руси Три петли: первая - шёлку белого, Вторая – шёлку красного, А третья – шёлку чёрного, Любую выбирай!
- Расскажите о Матрёне Тимофеевне. «Крестьянка». Из III части поэмы
Матрёна Тимофеевна Корчагина В главе «Крестьянка» показан сильный характер русской женщины: её героиня прошла через все испытания, которые только могут выпасть на женскую долю. Матрёна рассказывает о себе сама – это единственная в поэме глава, написанная от первого лица. Но это рассказ о тяжёлой доле любой русской крестьянки. После замужества Матрёне пришлось много работать, сносить попрёки свекрови и побои мужа.
Матрёна Тимофеевна Корчагина Но в трудные минуты проявлялась сила её духа, и она отстаивала свои права (спасала детей от верной гибели, хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору и за особое везение получила прозвище «губернаторша»). Напрасно странники в поисках счастливого человека на Руси пришли к ней странники. Ответ Матрёны Тимофеевны прост: Не дело – между бабами Счастливую искать!
Матрёна Тимофеевна Корчагина Матрёна Тимофеевна – представительница новой эпохи и нового поколения корежцев, в её душе растёт протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная. Эта женщина не только сильная духом, но и одарённая, талантливая.
- Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу? Пьяное побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько ещё в этом разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, тёмного. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. Народ в споре о счастье - Расскажите о встрече крестьян с попом, помещиком, о Ермиле Гирине. Что включает в идеал счастья каждый из них. Все они в идеал счастья включают «покой», «богатство» и «почёт». Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют задуматься, что люди понимают счастье по- разному. Счастье попа и помещика – это счастье жить чужим трудом. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почёт» – нужно, чтобы каждый имел всё это.
- Каким путём идёт к счастью Ермил Гирин? «Не колдовством, а правдою» Народ в споре о счастье - Что такое счастье? - Как его добиться? - Сознание семи странников не остаётся неизменным. В каком направлении идёт это изменение? В начале пути странники считали счастливыми только господ и спорили о том, кто из них счастливее. Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством. Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа – «покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.
- Как осмыслили крестьяне предмет спора в «Прологе», в начале пути при встрече с попом? После встречи с попом странники попадают на «ярмонку» и хотят поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, семь странников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье. Народ в споре о счастье - Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики? Ермил Гирин имел всё, что надобно для счастья. Но он не принимает жизни, построенной на лжи и корысти, он бьётся за добро и правду, социальную справедливость. Но в своей борьбе он оказывается в остроге. Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода».
- Когда по-новому определили цель своих поисков странники? Чем это вызвано? - Кто ещё включается в поиск ответа на вопрос о счастье? В новом определении цели странствий речь идёт уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на старые. В поиски постепенно включается буквально весь народ. Народ в споре о счастье
- К какому итогу они приходят? Действительно ли счастье в богатстве? В чём оно, народное счастье? Рассказы о жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей. Народ в споре о счастье - В чём особенности представления народа о счастье? Каковы необходимые условия счастья народа? Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом – что делать, чтобы счастье стало возможным?
Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Мы же немного Просим у бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай! Жизнь трудовая - Другу прямая К сердцу дорога, Прочь от порога, Трус и лентяй! То ли не рай? Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! «Пир на весь мир». Из IV части поэмы
- Кратко перескажите главы: «Про холопа примерного – Якова верного», «О двух великих грешниках», «Крестьянский грех». Что объединяет эти главы? Эти легенды объединяет тема греха. Барин Поливанов так жесток в обращении со всеми, что довёл до смерти даже «по-собачьи» преданного ему холопа Якова. Разбойник Кудеяр был «зверь-человек», проливший много «крови христиан». Староста Глеб «загубил» восемь тысяч душ крестьян. Каждый из главных героев этих рассказов совершил тяжкий грех. «Пир на весь мир». Из IV части поэмы
Гриша Добросклонов Некрасов не закончил работу над своим главным произведением, написал не всё, что хотел написать. Насколько счастлив Гриша Добросклонов? Находит ли Некрасов достаточно убедительные слова и совершенную форму для воплощения этого счастья? Счастливым человеком оказывается не кто иной, как народный заступник Гриша Добросклонов.
Гриша Добросклонов Об этом герое рассказывается в последней части поэмы. У него было горькое и безрадостное детство. Гриша – выходец из народа. Сын полунищего дьячка и безответной батрачки, уже в 15 лет знал свою жизненную цель. Он твёрдо решил посвятить себя борьбе за освобождение народа.
- Какова цель песен Гриши Добросклонова? В песнях, которые поёт Гриша, звучит призыв к борьбе за счастье народное, за свет, свободу. Гриша связан с народом. Крестьяне воспринимают его как своего, как выразителя и толкователя их надежд, интересов. Гриша помог крестьянам понять правду о «крестьянском грехе», преодолеть состояние подавленности и вновь поверить в свои силы. Гриша Добросклонов
Гриша слагает песни. В них раскрыты его взгляды: Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Именно с этим образом сильного духом русского крестьянина Некрасов связывает своё представление о совершенном человеке. Образом «народного заступника» Некрасов отвечает на поставленный в заглавии поэмы вопрос. Счастливый человек – тот, кто твёрдо знает, что надо «…жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка».