ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: психосоциальная теория Э. Эриксона.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Э РИК Э РИКСОН : ЭГО ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Б ИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК Эрик Эриксон родился в 1902 году в Германии. Учился в «гуманистической гимназии» в Германии.
Advertisements

Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Стадии развития по Эриксону и Фрейду. Примерный возраст По Эриксону -- Стадия развития (психосоциальный кризис): Соответствующая стадия по Фрейду – оральная.
Современные теории личности «ВОСЕМЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕКА» По ЭРИКУ ЭРИКСОНУ Кафедра Психологии и Педагогики СОГМА А.С.Татров.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КОЛЕСНИЧЕНКО АНАСТАСИЯ 11-Б КЛАСС.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Кафедра философии Автор курса: доц., к.п.н. Светлана Михайловна Медведева.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Структура личности Inimeseõpetus Julia Kjahrenova 1.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Лекция 2 Развитие человека. Наследственность и среда … это передача физических и психологических характеристик от родителей к детям. … сумма всех внешних.
Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Готовность старшеклассников к личностному самоопределению.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды.
Психосексуальное развитие Горанская Светлана Владимировна канд. мед. наук, доцент.
П РЕЗЕНТАЦИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ НА ТЕМУ : Социология личности.
Транксрипт:

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: психосоциальная теория Э. Эриксона

Эрик Эриксон (1902 – 1994) «Я пришел в психологию из мира искусства, и это может объяснить, если не оправдать тот факт, что читатель обнаружит меня изображающим контекст и фон, где он предпочел бы видеть указания на факты и понятия»

Эрик Эриксон и Зигмунд Фрейд Сходство: Структурная модель личности: «Оно», «Эго», «Супер-Эго» Детство – важный этап в психическом развитии Ранний опыт взаимоотношений (ребенок – родители) имеет исключительное значение для развития Теория психосексуального развития: биологическая предопределенюность стадий развития неизменная последовательюность культурная универсальюность Психоаналитический метод

Эрик Эриксон и Зигмунд Фрейд(1) Отличия: Акцент на развитии Эго, на связи Эго и общества. Центральная проблема развития – поиск и достижение Эго-идентичности и групповой идентичности Эго-идентичюность – внутренне чувство целостности, устойчивости, непрерывности, неповторимости собственного Я, а также уверенюность в том, что его личюность значима для других Групповая идентичюность – чувство принадлежности к определенной социальной группе (чувство «мы»), переживание внутренней солидарности с ее идеалами «Детство и общество»

Эрик Эриксон и Зигмунд Фрейд(2) Психосоциальная модель развития личности. «Социальный аспект развития более важен или, по крайней мере, не менее, чем биологический и физический аспекты» Значимость влияния исторических условий, особенностей культуры и общества на развитие Эго Развитие личности рассматривается на протяжении всего жизненного пути: от рождения до смерти Природа и разрешение конфликтов: акцент на способности человека преодолевать жизненные коллизии психосоциального характера

Эрик Эриксон и Зигмунд Фрейд(3) Особые методы исследования: биографический/ психоисторический метод полевые этнографические исследования (воспитание детей в племенах сиу и юрок) наблюдение в лабораторных условиях

Генитальные модусы и пространственные модальности

Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека (1) Эпигенетический принцип: любой организм имеет основной план развития, исходя из которого «вдруг» появляются новые способности, каждая из которых является доминантной в определенное время и которые в определенный момент формируют функциональное целое Стадиальюность развития: последовательюность стадий – результат биологического созревания содержание развития определяется ожиданиями и задачами общества индивидуальное своеобразие развития зависит от того, как человек решает эти задачи

Модель психосоциального развития: восемь возрастов человека (2) Кризис развития – это «поворотный пункт, момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой» Взаимодействие телесных, психологических и социальных процессов и сил: личюность развивается благодаря предопределенной готовности человеческого организма стремиться к какой-либо цели и расширять радиус взаимодействия с другими индивидами и институтами. Общество стремится к тому, чтобы соответствовать такой готовности и стимулировать надлежащую скорость и последовательюность раскрытия потенциалов к взаимодействию

Взаимопроникновение биологического, культурного и психологического Орган (зона концентрации сексуальной энергии) Орган (зона концентрации сексуальной энергии) Социальные институты Модальюность поведения Модус активности (модус органа)

Ритуализация как механизм развития личности Ритуал – повторяющиеся формы взаимодействия, имеющие значение для всех участников Взаимюность Способюность к развитию: от развернутой формы к символической Игровой характер ритуалов Формализованюность и индивидуализированюность Стереотипизированюность (осуществляются по образцам, существующим в определенном обществе) Периодичюность (повторяемость) Стадиальюность Принцип биполярности Ритуализм – формальное взаимодействие, для которого характерен бездушный автоматизм

Эпигенетическая карта VIII Старость Целост- юность - отчаяние VII Зрелость Генератив- юность – стагнация VI Молодость Близость – изоляция V Ююность Идентич- юность - диффузия идентичности IV Латентная стадия Трудолюбие - чувство неполно- ценности III Локомоторно - генитальная стадия Инициатива - чувство вины II Мышечно- анальная стадия Автономия - стыд и сомнение I Орально- сенсорная стадия Базовое доверие - недоверие

Психосексуальная стадия: орально-сенсорная (0-1 г.) Модус органа: Инкорпорация, кусание Модальюность поведения: Получать: воспринимать и принимать; брать и удерживать Задача общества/Кризис: Базисное доверие – базисного недоверие Базовая сила/Патология: Надежда - отдаление Социальные институты: Религия Ритуал – ритуализм: нуминозный ритуал – идолопоклонство

Психосексуальная стадия: мышечно-анальная (1-3 г.) Модус органа: Задержание и выделение Модальюность поведения: Держать и отпускать; подчиняться и стоять на своем Задача общества/Кризис: Автономия – чувство стыда и сомнения Базовая сила/Патология: Воля – импульсивюность Социальные институты: Суд Ритуал – ритуализм: Критический – легализм

Психосексуальная стадия: локомоторной-генитальная (3-6 лет) Модус органа: Интрузивный (модус вторжения у мальчиков и включения у девочек) Модальюность поведения: «Делание» Задача общества/Кризис: Инициатива – чувство вины Базовая сила/Патология: Целеустремленюность-апатия Социальные институты: Театр Ритуал – ритуализм: Драматический - морализм

Психосексуальная стадия: латентная (6-11 лет) Модус органа: нет Модальюность поведения: «Делать что-то хорошо», работать совместно с другими Задача общества/Кризис: Трудолюбие – чувство неполноценности Базовая сила/Патология: Компетентюность-инерция Социальные институты: Школа Ритуал – ритуализм: Формальная - формализм

Психосексуальная стадия: генитальная (12-18 лет) Модус органа: Мужской/женский генеративный Модальюность поведения: Креативюность, продуктивный труд Задача общества/Кризис: Идентичюность – диффузия идентичности Базовая сила/Патология: Верюность-отречение Социальные институты: Идеология(принципы солидарности убеждений) Ритуал – ритуализм: Идеологическая-тоталитаризм

Формирование идентичности Достижение идентичности – диффузия идентичности: временная перспектива – расплывчатое чувство времени уверенюность в себе – застенчивость экспериментирование с различными ролями – фиксация на одной роли ученичество – паралич трудовой деятельности сексуальная поляризация – бисексуальная ориентация отношения лидер/подчиненный – неопределенюность авторитета идеологическая убежденюность – размытость системы ценностей

Синдром социальной патологии идентичности Регресс к инфантильному уровню поведения, нежелание обрести взрослый статус Смутное, но устойчивое состояние тревоги Чувство изоляции и опустошенности Постоянное ожидание чего-то такого, что способно изменить жизнь Страх перед личным общением и неспособюность эмоционально воздействовать на лиц другого пола Враждебюность и презрение ко всем общественно- признанным ролям, вплоть до мужских и женских Презрение ко всему американскому и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу "хорошо там, где нас нет")

Психосексуальная стадия: молодость, зрелость, старость Стадия развития Кризисы Базовая сила/ патология Социальные институты и принципы Ритуал – ритуализм Молодость Близость- изоляция Любовь/ замкнутость Этика: модели сотрудничества и конкуренции Принадлежюность к группе - элитартюность Зрелость Генеративюность – стагнация Забота/ отвержение Все социальные институты Принадлежюность к поколению - авторитаризм Старость Целостюность Эго - отчаяние Мудрость/ презрение Философия Философская - догматизм

Позиция психоаналитического подхода по отношению к центральным проблемам развития Проблема факторов развития: акцент на природе и на воспитании: – врожденные импульсы направляются и контролируются в процессе воспитания ребенка Проблема характера развития: прерывистость – психосексуальное и психосоциальное развитие происходит стадиально Проблема природы объекта развития: акцент на пассивности в психоаналитической теории З. Фрейда: развитие результат биологического созревания и воздействий среды. Акцент на активности в психосоциальной теории Э. Эриксона: индивид сам решает поставленные обществом задачи развития Проблема универсальности развития: одно направление – стадии развития универсальны

Оценка психоаналитического подхода: теория психосоциального развития Ценное: установка на то, что развитие продолжается в течение всей жизни человека, охватывая полный жизненный цикл: от младенчества до старости подчеркивание роли общества, культурно-исторических условий в развитии описание условий и факторов, способствующих и препятствующих здоровому развитию Эго выделение и описание кризисов развития описание развития эго-идентичности как ведущего содержания развития выделение задач развития, которые соответствуют каждому возрасту констатация альтернатив развития: человек сам определяет свою судьбу, выбирая ту или иную альтернативу

Оценка психоаналитического подхода: теория психосоциального развития Направления критики: попытка связать развитие Эго с зонами концентрации либидо указывая на связь психосексуального и психосоциального развития, не проясняется роль созревания, биологической тенденции на взрослых этапах жизненного цикла общая концептуальная расплывчатость, отсутствие ясного определения детерминант развития описательюность обзора социального и эмоционального развития человека, в котором нет адекватного объяснения механизмов и причин этого развития сложюность операционализации концепции и проведения на ее основе эмпирических исследований

Спасибо!