ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТАРАНОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА. Тема 1. Конфликтология как отрасль научного знания Материалы лекции Подготовила: доцент кафедры педагогики,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История конфликтологии (конфликтология как современная наука) Лекция.
Advertisements

История конфликтологии (конфликтология как научное направление) Тверь, 2003 Лекция 1.
История конфликтологии (конфликтология как научное направление) Тверь, 2003 Лекция 1.
Тема 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ. Литература к курсу Кольба А. И. Конфликтология. Краснодар, Кольба А. И. Конфликтология. Краснодар, 2006.
Политический конфликт Презентация к теме « политическая деятельность» 10 класс профильный уровень.
ТЕМА 1: « КОНФЛИКТОЛОГИЯ КАК НАУКА » К. пс. н., доцент С. В. Чегринцова.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Основные направления в истории социологии. Социология ХХ века. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Подготовила ст. преп. кафедры философии и политологии Зинчина А.Б.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ Власова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор.
Транксрипт:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ТАРАНОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Тема 1. Конфликтология как отрасль научного знания Материалы лекции Подготовила: доцент кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВПО СтГАУ Е.В. Таранова

План: 1. Предмет и основные вопросы конфликтологии 2. Донауный период развития конфликтологии 3. Современная конфликтология в системе наук

1. Предмет и основные вопросы конфликтологии

«Есть все основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно- исторического и технического развития.» К.Лоренц

Конфликтология (от греч. – konfliktus - «столкновение», «спор»,«разногласие») наука о закономерностях возникновения, развития, конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.

Объект и предмет конфликтологии Объектом изучения конфликтологии являются конфликты. Предметом конфликтологии – общие закономерности возникновения, развития и завершения конфликтов.

История обсуждения конфликта, попыток его анализа и интерпретации исчисляется тысячелетиями. Конфликт – постоянный спутник человека, одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора.

Мы сталкиваемся с конфликтами: Места возникновения конфликтов: Семья Общество Работа

Понятие конфликта Здравомыслов Л.Г.: «Конфликт это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия» Гришина Н.В., Дружинин В.В. рассматривают конфликт как «естественное условие взаимодействия людей, в основе которого лежат противоречия, существенные различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей» Васильева В.И.: «Конфликт есть предельный случай обострения противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей»

Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Признаки конфликта 1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта. 2. Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т.п.)

3. Конфликт - психическое внутреннее состояние души человека, состояние психической напряженности. 4. Конфликт - внешне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне. 5. Конфликт по своей природе является состоянием человеческих отношений. 6. Конфликт - является следствием чего-то.

Конфликт как тип трудной ситуации Общие признаки трудной ситуации таковы: -наличие трудности, осознание личностью угрозы; -состояние психической напряженности как реакция личности на трудность,преодоление кот.значимо для субъекта; -заметное изменение привычных параметров поведения,общения. Основные виды трудных ситуаций : -ситуация деятельности; -ситуация социального взаимодействия; -ситуация внутриличностного плана. В зависимости от того, как воспринимается угроза, трудные ситуации могут иметь три уровня: 1. трудности, как потенциальная угроза; 2. трудность, как непосредственная угроза; 3. трудности, как реализующаяся угроза. Если исходить из психологической сущности конфликта, то он может быть рассмотрен как один из типов трудных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека и социальной группы.

Конфликтологию интересуют три типа конфликта: -внутриличностные, -зооконфликты, -социальные конфликты. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром - внутриличностные конфликты (мотивы).

16 Факторы воздействия на поведение человека в конфликте определяются: на 90% - личным жизненным опытом на 10% - научными знаниями о конфликтологии

Конфликтология учит: Управлять конфликтами Разрешать конфликты Распознавать природу конфликтов, их причины и мотивы Определять формы конфликтов и выбор путей их разрешения

Цели и задачи конфликтологии Основные цели: -исследование конфликтов, связанных с деятельностью; -организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов. Наиболее актуальные на сегодняшний день задачи: -преодолеть крайне низкий уровень конфликтологических знаний; -создать системную базу эмпирических знаний, включающую результаты ситуативного анализа реальных конфликтов; -разработать методики и технологии оценки опасности возникновения конфликтов в основных сферах жизнедеятельности.

Основные вопросы конфликтологии: сущность социального конфликта; завершение конфликта; классификация конфликтов; эволюция и генезис конфликта; структура конфликтов; предупреждение конфликта; функции конфликтов; динамика конфликта; диагностика конфликта.

2. Возникновение и развитие конфликтологии

Источники знаний по конфликтологии ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ КОНФЛИКТА В РАМКАХ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫЙ УЧЕНИЙ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ, ИСКУССТВЕ НАКОПЛЕНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ОПЫТА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ

22 Этапы развития конфликтологии : Донаучный (философский ) Монодисциплинарный Междисциплинарный

1 этап. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МЫСЛИТЕЛЕЙ Из известных сегодня материалов древнейшие исследования рассматриваемого вопроса относятся к VII-VI вв. до н.э. В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи ( гг. до н.э.) содержатся способы разрешения конфликтных ситуаций. Конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается постоянное противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон.

Позднее конфликтологические вопросы обсуждались древнегреческими философами. В их взглядах по этой проблеме не наблюдалось единства. Некоторые считали, что конфликт органически присущ всем предметам и явлениям, а потому неизбежен. Такого принципа придерживались Анаксимандр (ок до н.э.), Гераклит (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.). Последнему принадлежат следующие изречения: «Следует знать, что война всеобща, все происходит через борьбу»

Отрицательно оценивали конфликты (в основном войны) философы Платон и Геродот. Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». (функционализм)

Средневековье Средневековая конфликтология: выяснение того, как при добром и всемогущем Боге в мире существуют многообразные конфликты – от жестоких войн до коварных убийств. Религиозная философия разработала учение - «Оправдание бога», которое оправдывало то, что Бог допускает разнообразное зло – теодицея. Наиболее яркий представитель – Эразм Роттердамский

Новое время О природе конфликтов много писали Ф.Бекон, Т.Гобсс, Ж.Ж.Руссо, Гегель, К.Маркс, В.Соловьев, Н.Бердяев. В ходе обсуждения этой проблемы в новое время выявилось 2 разных подхода в понимании природы конфликта: 1)пессимистический, его выразил Т.Гобсс. Томас Гоббс ( ) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми.

(1712–1778) 2) оптимистический подход выразил Ж.Ж.Руссо (1712–1778) Человек по своей природе добр, миролюбив и создан для счастья, а не для войны. Источником конфликта являются недостатки в организации общества, предрассудки людей, которые можно устранить.

Карл Маркс (1818–1883) Конфликты свойственны всем уровням социальной жизни – политике, экономике культуре. Главной причиной борьбы является частная собственность, на которой основываются антагонистические формации, а в коммунистическом обществе конфликты исчезнут. (структурализм).

Знания по первому этапу Конфликт является нормальным социальным явлением Конфликты выполняют ряд позитивных функций в процессе общественного развития Существует связь и зависимость между конфликтным состоянием общественного развития и типом социальной структуры, порождающим данное состояние Противоположность между правящим меньшинством и управляемым большинством является неизбежным и вечным конфликтом В процессе общественного развития определяется состояние динамического равновесия, когда несовпадающие интересы социальных групп взаимно уравновешиваются с помощью возникающих и разрешаемых конфликтов

Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века: 1) конфликты рассматривались в самом общем плане; 2) особенности социальных конфликтов не исследовались; 3) если и исследовались некоторые конфликты, то только на макроуровне (между классами); 4) общие правила поведения в конфликте как феномены социальной жизни не исследовались, поэтому не было самостоятельной науки о конфликтах

3. Современная конфликтология в системе наук

2 этап. Монодисциплинарный. XX век Превращение конфликтологии в самостоятельную отрасль научных знаний. конфликтология выделилась в отдельную науку из состава социологии психологии М.ВеберЗ.Фрейд Р.ДарендорфК.Юнг Л.КозерЭ.Берн

Возникновение конфликтологии как науки Интерес к разработке общей концепции конфликта первоначально возник в социологии в конце XIX века (Г. Спенсер, М. Вебер), где конфликт стал рассматриваться как один из главных стимулов социального развития и идея его универсальности.

Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях:

«Функции социального конфликта», «концепции позитивно-функционального конфликта».В 1956 г. американский социолог Козер опубликовал книгу «Функции социального конфликта», где он изложил свою концепцию, получившую название «концепции позитивно-функционального конфликта». На сегодняшний день книга считается бестселлером среди работ по социологии, публикуемых в Америке. Он построил ее в дополнение к классическим теориям структурного функционализма, в которых конфликты вынесены за пределы социологического анализа.

Льюис Козер Льюис Козер Теория позитивно- функционального конфликта Основные положения: 1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа; 2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различна: в тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, так как люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию; 3) цель конфликтологии– ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.

Если структурный функционализм видел в конфликтах аномалию, бедствие, то Л. Козер доказывал, что: чем больше различных конфликтов пересекается в обществе, тем труднее создать единый фронт, разделяющий членов общества на два лагеря, жестко противостоящих друг другу чем больше независимых друг от друга конфликтов, тем лучше для единства общества

Ральф Густав Дарендорф Ральф Густав Дарендорф (1 мая 1929, Гамбург 17 июня 2009, Кёльн) англо- германский социолог, социальный философ, политолог и общественный деятель Изучал философию и классическую филологию в Гамбургском университете, социальные науки в Лондонской школе экономики. В 1954 защитил диссертацию по теме «Неквалифицированный труд в британской промышленности»

«Классовая структура и классовый конфликт.«конфликтной модели общества»В 1965 году Дарендорф опубликовал работу «Классовая структура и классовый конфликт. Его концепция «конфликтной модели общества» построена на антиутопическом, реальном видении мира – мира власти, конфликта и динамики. Если Козер доказывал позитивную роль конфликтов в достижении социального единства, то Дарендорф считал, что в каждом обществе присутствуют дезинтеграция и конфликт, это перманентное состояние социального организма:

«Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами»

Суть концепции Ральфа Дарендорфа: любое общество подвержено в каждый момент изменению социальные изменения вездесущи любое общество испытывает в каждый момент социальный конфликт социальный конфликт вездесущ каждый элемент общества способствует его изменению любое общество опирается на принуждение одних его членов другими

Р. Дарендорф: Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники

Кеннет Эварт Боулдинг Кеннет Эварт Боулдинг (англ. Kenneth Ewart Boulding; 18 января 1910, Ливерпуль 18 марта 1993) американский экономист, социолог и поэт английского происхождения. Учился в Оксфорде, работал в Эдинбургском университете Американское гражданство получил в 1968 г. В США служил в Мичиганском и Колорадском университетах, в Стэнфорде; некоторое время работал в Международном христианском университете (Токио). Президент Американской экономической ассоциации (1968). Лауреат медали Джона Бейтса Кларка (1949)

«общей теории конфликта»«Конфликт и защита. Общая теория»Кеннет Боулдинг, автор «общей теории конфликта» в работе «Конфликт и защита. Общая теория» (1963 г.) попытался изложить целостную научную теорию конфликта, охватывающую все проявления живой и неживой природы, индивидуальной жизни и общественной. Он применяет конфликт в анализе как физических, биологических, так и социальных явлений, доказывая, что даже неживая природа полна конфликтов, ведя «бесконечную войну моря против суши и одних форм земной породы против других форм»

Из основных положений теории Боулдинга следует, что: конфликт неотделим от общественной жизни в природе человека лежит стремление к постоянной вражде с себе подобными конфликт можно преодолевать или ограничивать все конфликты имеют общие образцы развития

Конкуренция шире понятия конфликт, так как не каждая конкуренция переходит в конфликт. У сторон нет осведомленности о факте их соперничества ключевым понятием конфликта является конкуренция в подлинном конфликте должны присутствовать осведомленность сторон и несовместимость их желаний

Возникновение конфликтологии Психология конфликта развивается на базе психологии личности и социальной психологии, психологии общения. Первая работа в области конфликтологии - К. Левин «Разрешение социальных конфликтов» (1948). Значительный вклад в разработку психологии конфликта внесли работы К. Томаса, выделившего пять типов поведения людей в конфликтной ситуации и разработавшего тест. С 1970-х гг. стала интенсивно разрабатываться методика переговоров с участием посредников медиаторов.

Зигмунд Фрейд (1856–1939) Внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями (особенно сексуальными) и требованиями моральных и правовых норм, что служит главным источником всех конфликтов.

Карл Густав Юнг (1875–1961 ) предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов – 2 психотипа: интраверты и экстраверты

Эрик Берн ( ) Создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: все люди разделяются на 3 группы по своей психике на типы: ребенок; родитель; взрослый. Один человек всю жизнь остается ребенком, другой всю жизнь видит вокруг только детей, поучает всех вокруг, для этого типа характерно стереотипное мышление, третий тип – рациональное мышление, анализ реальных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают, когда начинают не взаимодействуют два одинаковых типа (ребенок – ребенок и т.д.).

Знания по второму этапу Конфликт – это распространенная черта социальных систем, а потому должен рассматриваться как естественный фрагмент человеческой жизни. Мы должны перестать воспринимать его как патологию или аномалию. Конфликт – это нормально

(продолжение) Конфликт не всегда приводит к разрушениям. Напротив, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление. Конфликт – это необязательно плохо Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности: конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию». Конфликт изменение адаптация выживание

(продолжение) Конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт – это то, с чем можно работать

3 этап. Междисциплинарный Современная конфликтология – прикладная научная дисциплина, и вместе с тем, сфера практической работы по урегулировании конфликтов

Итак, библиографический поиск позволил выделить 11 отечественных наук, занимающихся изучением конфликта: искусствоведение, исторические науки, математика, менеджмент, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология и философия. Ведущие позиции в исследовании конфликта занимает психология. С большим отрывом от нее идут социология, политические науки. Доля других наук не превышает 7 %. Полученные данные показывают, что проблема конфликта носит ярко выраженный междисциплинарный характер.

Исследования идут по следующим основным направлениям: конфликты на производстве, в трудовых коллективах; этнические конфликты; социологические теории «конфликта поколений»; теории семейных конфликтов; социологические аспекты политических конфликтов; конфликты и преступность в обществе.

58 Социальная психология философия психология Психология личности социология социобиология Социология конфликта Психология конфликта педагогика Педагогическая конфликтология экономика управление культурология Военные науки Исторические науки Конфликтология менеджмента Юридическая конфликтология правоведение КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Основные методы конфликтологии: 1) структурно-функциональный метод - выявляются основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Преимущество метода - он помогает увидеть состав участников, причины, границы конфликта. Выявление структурных элементов - важнейшая предпосылка урегулирования конфликта. Недостаток метода - исследует то, чего нет, так как конфликт никогда не находится в состоянии покоя. 2) процессуально-динамический метод (дополняет структурно- функциональный метод). Его инструменты - определение основных этапов, стадий развития конфликта. Динамика конфликта может развиваться как по восходящей линии (эскалация), а может - в направлении разрядки напряженности. 3) типологизация (классификация) конфликтов - метод обеспечивает группировку, классификацию форм конфликтов. 4) прогнозирование - предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта. Прогноз отличается от утопий тем, что он опирается на результаты структурного, динамического и типологического анализов. Прогнозы могут быть: краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные.

У нас в стране сегодня существует как минимум две серьезных организации, спектр интересов которых находится в области изучения конфликтов - это Центр конфликтологии, научно- экспертный совет по конфликтологии при Институте социологии РАН в Москве и Исследовательский конфликтологический центр при Государственном университете С.- Пб, Ассоциация конфликтологов- миротворцев при МГУ. Издается журнал «Конфликт и консенсус». Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов как часть ее Программы Мира. Задача организации - разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Сегодня западная конфликтология распространяет свое влияние и на Россию. Интернет позволяет познакомиться с последними конфликтологическими разработками ученых и практиков всех стран мира. Однако следует помнить: Конфликты разных этносов слишком специфичны. Экспансия западной культуры иногда приводит к конфликтам разных уровней, а вовсе не способствует их решению. Феминизм, защищающий западных женщин от многих неприятностей, в мусульманских странах зачастую является причиной трагедий.

Знание третий этап: Современные тенденции в подходе к конфликтам 1. Доминирование практической ориентации 2. Изменение отношения к конфликтам в сторону признания их нормальности и возможности регуляции