Сетевое взаимодействие вузов на примере «Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ» 1
Программа создана в 2011 году двумя ведущими экономическими вузами – членами АВВЭМ Цель создания программы - опираясь на опыт и традиции лучших экономических вузов страны, создать бакалавриат нового типа, соответствующий современным мировым стандартам экономического образования. Подготовка на программе нацелена на современность и актуальность. Наряду с обязательными экономическими курсами студенты имеют возможность выбрать различные предметы по общественным и гуманитарным дисциплинам, а также по математике. 2 О программе
Принципы программы Не преподавать пошаговые инструкции, а давать глубокие фундаментальные знания и навыки –Выпускник должен быть готов к любой дальнейшей карьере Широта и либерализм обучения – До 50% всей программы лежит за пределами экономики и математики –Более половины курсов – по выбору Критическое мышление –Выпускник должен творчески подходить к любой нестандартной задаче, не принимать ничего на веру Коммуникационные навыки –Выпускник должен свободно читать, писать, говорить, дискутировать на двух языках Высокие этические стандарты, нетерпимость к мошенничеству и халтуре 3
Основные особенности программы Очень высокие требования и к студентам, и к преподавателям, и к курсам, которые читаются. Курсы ведут как постоянные преподаватели НИУ ВШЭ и РЭШ, так и специально приглашенные профессора (получившие докторские степени или имеющие опыт работы в ведущих университетах мира). Преподаватели отбираются независимыми экспертами из ведущих университетов мира, входящими в Академический совет программы. Гибкость программы: более 50% дисциплин - курсы по выбору. Широкий набор курсов по общественным, по гуманитарным дисциплинам и по математике. Индивидуальный подход: обучение в небольших группах и постоянный контакт с профессорами. 4
Преимущества программы Выпускники получают дипломы двух вузов – лидеров современного экономического образования в России. Со 2-го курса ряд дисциплин читается на английском языке. Студенты имеют возможность заниматься дополнительно с носителями языка в первом в России Центре письменной и устной коммуникации РЭШ. Студенты могут использовать ресурсы двух вузов: библиотеки, инфраструктура, центры развития карьеры, студенческая жизнь, гранты и пр. Активные академические обмены с ведущими университетами мира 5
Характеристика программы в цифрах 6 Более 2/3 всех победителей и призеров Всероссийской олимпиады по экономике выбирают СБ ВШЭ и РЭШ В 2015 году на 40 бюджетных мест было принято 83 первокурсника Проходной балл по ЕГЭ в 2015 г. – 387 и выше (из 400) Средняя успеваемость на программе – 7,85 баллов (по 10- балльной шкале) Каждый семестр человек (преимущественно третьекурсники) проводят на стажировках за рубежом: Гарвард (США), Университет Боккони (Италия), Карлов университет (Чехия), Университет Гете (Германия), Университетский колледж Лондона (Великобритания), Стокгольмская школа экономики и т.д.
Условия реализации программы Вступительные испытания для абитуриентов являются едиными в двух вузах. Совместность достигается за счет взаимного учета требований к содержанию образовательной программы, организации учебного процесса и отчетности, предъявляемых в обоих вузах Разрабатывается единый учебный план. Дисциплины засчитываются с равным количеством кредитов. При необходимости разрабатываются отдельные положения и правила для программы. 7
Управление программой Непосредственное руководство программой осуществляют два со-директора от каждого из вузов и одного исполнительного директора. Совет программы состоит из представителей ВШЭ и РЭШ и выносит решения по основным вопросам, связанным с реализацией программы. Академический совет разрабатывает требования к преподавателям, дает рекомендации по вопросам, связанным с привлечением преподавателей, по концепции и единому учебному плану программы, а также по организации учебного процесса. 8
Студенты о программе 9 ВШЭ-РЭШ отличается от других образовательных программ тем, что мы имеем возможность выбирать именно то, что хотим изучать. Довольно много действительно хороших курсов, и если ты изучаешь экономику, но у тебя есть и другие интересы, то ты можешь прослушать практически все: от физики до истории искусств и литературы. Работать нужно очень много. По всем курсам очень большой объем домашних заданий. Ирина Колышницына, 4 курс
Студенты о программе Я думаю, что Совместный бакалавриат отличное место для тех, кто любит учиться и любит свободу, кто хочет сам решать, что именно ему учить, а не следовать стандартным программам, кому нравится общаться с людьми, каждый из которых в чем-то умнее и интереснее тебя! До поступления слова Совместный бакалавриат одна большая семья казались мне пафосными и неискренними, но не прошло и года, как и я могу сказать то же самое, потому что преподаватели и студенты здесь действительно единомышленники, которых объединяет желание развиваться самим и развивать друг друга! 10 Лукьянцева Лина, 2 курс
Первые итоги Первый выпуск – июнь 2015 года Из 52 выпускников 11 получили красные дипломы Вышки 8 выпускников после окончания бакалавриата поступили на Ph.D. программы в ведущие вузы мира (Columbia University, Princeton University, Wharton Business School, University of Pennsylvania; Harvard University; Duke University, UCLA Department of Political science; Northwestern University; New York University) Около 20 человек поступили на программы магистратуры в НИУ ВШЭ, РЭШ, Rotterdam School of Management; HEC, Jouy- en-Josas, Paris; UZH, Zürich; Nova School of Business and Economics, Portugal ; Bocconi University, Milan Те выпускники, которые решили продолжить карьеру в бизнесе, получили предложения от таких компаний, как: McKinsey & Company, Oliver Wyman, Boston Consulting Group, Renaissance Capital, Credit Suisse, Яндекс, Ernst & Young, ЗАО КБ "Ситибанк", J.P. Morgan и др. 11
Выпускники о программе 12 В первую очередь Совместный бакалавриат показал мне, что я могу много учиться и получать от этого удовольствие. Качество однокурсников в течение учёбы я порой ценил даже больше, чем качество профессоров. Я многому научился у своих сверстников. Самым интересным было вместе с ними не давать лекторам спуска, требовать более глубоких объяснений. Свобода дискуссии на лекции для меня является одной из основополагающих ценностей нашей программы. После четырёх лет обучения я разобрался в эволюционной биологии, могу сказать что-то осмысленное про скульптуры Родена и полотна импрессионистов, обзавёлся любимыми философами и научился программировать. Что же касается экономического образования, то, на мой взгляд, рынок уже поставил нам оценку "отлично": такого бакалаврского десанта в консалтинг, инвест-банки и на программы PhD Россия ещё не видела. Дмитрий Сорокин, поступил на Ph.D. программу в NYU
Спасибо за внимание! 13