Роль семьи в развитии личности ребёнка
План. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности Роль семьи в развитии личности Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей Ошибки семейного воспитания Заполните анкеты Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности Роль семьи в развитии личности Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей Ошибки семейного воспитания Заполните анкеты
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности Семья - социокультурная среда воспитания и развития личности Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним; в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании; в прямодушии, честности, откровенности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда. Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе. Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Семья играет определяющую роль в формировании потребностей и мотивов деятельности ребенка. Педагогически грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные потребности: в самой семье, заботе о близких людях, любви к ним; в духовном общении и совместном переживании; в разумном потреблении материальных благ; в самовоспитании и самосовершенствовании; в прямодушии, честности, откровенности, правдивости; в исполнении по убеждению, привычке и чувству долга любого бытового труда. Все это - основная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.
Сферы семейной жизни как среда воспитания Сферы семейной жизни как среда воспитания Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются связанные между собой сферы: долга; любви; интереса
Задачи воспитания в семье Воспитательные задачи: формирование основ характера ребенка, его исходных нравственных установок; закладывание основ трудолюбия, стремления к общественно полезной деятельности, к порядку и дисциплине, соблюдению норм жизни общества. Образовательно-воспитательные задачи: семья осуществляет нравственно-эстетическую подготовку к семейным отношениям; формирует чувства любви, доброжелательности, глубокого уважения к отцу и матери, сестрам и братьям; воспитывает чистое чувство уважения и любви к представителям другого пола, мужского достоинства и девичьей чести; вооружает умениями и навыками организации быта, семейного досуга, ведения семейного хозяйства. Развивающие задачи: создание условий для физического, нравственного, умственного, трудового, эстетического становления детей в процессе повседневной деятельности и общения
Роль семьи в развитии личности цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание. Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
Типы семейных взаимоотношений Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Ошибки семейного воспитания Воспитание и потребность в эмоциональном контакте.Цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга. Воспитание и потребность смысла жизни.Воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден. Воспитание и потребность достижения Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Воспитание как реализация определенной системы Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Воспитание как формирование определенных качеств. Воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход. Воспитание и потребность в эмоциональном контакте.Цель воспитания ребенка оказывается «вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта. Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее удовлетворения. Родители бессознательно ведут борьбу за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и привязанностей ребенка за пределы семейного круга. Воспитание и потребность смысла жизни.Воспитание стало единственной деятельностью, реализующей потребность смысла жизни. В результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден. Воспитание и потребность достижения Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Воспитание как реализация определенной системы Организацию воспитания в семье по определенной системе можно считать вариантом реализации потребности достижения. Воспитание как формирование определенных качеств. Воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а иногда и искажая его ход.
Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и уровня собственных умений общения являются 3 показателя: понимание необходимости формирования умений межличностного общения; соблюдение родителями этики общения с ребенком; соблюдение родителями норм межличностного общения между собой в присутствии ребенка. Каждый показатель оценивается в 2 балла. Уровни: высокий – родители положительно оцениваются по трем показателям (6 баллов); средний – родители положительно характеризуются по двум показателям (4 балла); низкий – родители положительно характеризуются по одному показателю (2 балла).
Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая раскрывает особенности общения родителей с детьми. АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Единодушны ли вы с вашим(ей) супругом(ой) в воспитании ребенка? 2. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на равных)? 3. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб? 4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.) 5. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, нет.) 6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребенка? (Всегда, иногда.) 7. Как часто вы делаете замечания ребенку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда.) 8. Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы? 9. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка? 10. Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике? 11. Какие приемы и как часто используются в семье для развития у ребенка умения общения? 12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения? 13. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.) 2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.) 3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно-ласкательной форме? 4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.) 5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд? 6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом? 7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговаривает громким голосом? 8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.) 9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку? 10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией – чрезмерной, в норме? 11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения ваших отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.) АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Есть ли в вашей речи слова-паразиты? (Да, нет.) 2. Наблюдаете ли вы эти слова в речи детей? (Да, нет.) 3. Как вы обращаетесь к супругу(ге) в присутствии вашего ребенка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно-ласкательной форме? 4. Как часто вы разговариваете с супругом(ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда.) 5. Когда вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд? 6. В вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом? 7. Делаете ли вы замечание супругу(е), если он(а) разговаривает громким голосом? 8. Как часто вы и ваш супруг(га) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда.) 9. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку? 10. Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией – чрезмерной, в норме? 11. Как часто ваш ребенок становится свидетелем сцен выяснения ваших отношений с супругом(ой)? (Часто, иногда, всегда.)
Задачи : Провести родительское собрание «Роль семьи в формировании личности ребёнка» Провести диагностику, выявляющую особенности семейного воспитания. а ) Анкетирование б) Тест «Отношения в моей семье» Воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически: - побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей; - рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье; - коррекция семейного воспитания; - повышение общего культурного уровня семьи - защита ребенка от неблагоприятных условий в семье