Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 197 Инструктивно – методическое совещание Технологии современного урока: дифференцированное обучение как основа для создания индивидуального маршрута обучения 2015 г.
Плюсы дифференциации: Уменьшаются нагрузки на детей, которые иногда не только умственно, но и физически не способны учиться в рамках обычной программы. Не секрет, что уже в первые классы приходят дети с отклонениями от нормы психосоматического развития и сохранных детей не так уж много; Практически отпадает проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. А вместе с ней отпадает масса сопутствующих заболеваний, психологический дискомфорт учеников, недовольство родителей, нервотрепка учителей; Становится реальностью получение каждым образовательного минимума, и не просто получение, а усвоение.
Причины снижения мотивации пятиклассников: удвоение объема материала по сравнению с начальной школой, преждевременный переход к кабинетной системе обучения, отсутствие единых требований в обучении и воспитании, снижение количества развивающих упражнений, огромная перегрузка пятиклассников, рост их общей заболеваемости.
1 создание различных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей учащихся; 2 комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах.
Необходимость дифференциации
Цель дифференцированного обучения
Дифференциация и индивидуализация 1 Учет индивидуальных особенностей учащихся 2 Группировка учеников на основании этих особенностей 3 Вариативность учебного процесса в группах Особенности дифференциации Индивидуализация это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика
Уровни дифференциации Микроуровень – внутриклассная дифференциация Мезоуровень – дифференциация внутри школы Макроуровень – дифференциация между школами
Этапы технологии дифференцированного обучения Диагностический этап Постановка целей Отбор содержания обучения Конструирование методов и приемов Создание условий свободного выбора Определение эффективности технологии
Диагностический этап
Постановка целей восприятие новой информации, понимание, непроизвольное запоминание без установки на последующее воспроизведение 1 уровень – «знания – знакомства» понимание, запоминание и последующее воспроизведение в стандартной ситуации 2 уровень – «знания – копии» использование знаний и умений в нестандартной ситуации; перенос знаний 3 уровень – «знания – умения» Уровни усвоения
Отбор и дифференциация содержания обучения объем содержания (количество учебных единиц содержания ) уровень трудности учебного материала сложность материала характер содержания учебного материала Учитель определяет:
Дифференциация содержания учебного материала Дифференциация по объёму 1 уровень – соответствует предметному стандарту 2 уровень– соответствует требованиям федеральной программы 3 уровень – выходит за рамки учебной программы Дифференциация по уровню трудности задания на уровне репродукции (решить подобное) задания частично- поискового типа задания творческого типа Дифференциация по характеру учебного материала Степень А – описательное изложение фактов и явлений Степень Б – объяснение природы и свойств объектов Степень В – объяснение явлений с моделированием основных процессов
Разработка дифференцированных заданий Увеличение количества объектов и действий с ними Дополнительное задание к тому, которое дано в учебнике Выбор способа выполнения задания Выбор заданий разной сложности
Приём В чём проявляется вариативность Пути реализации Увеличение количества объектов и действий с ними. Изменение задания или объёма с сохранением имеющегося дидактического материала. 1. На основе одного дидактического материала разные задания. 2. Изменение количества примеров, предложений, степени их сложности: дидактический материал разный. Дополнительное задание к данному в учебнике. Увеличение или уменьшение объёма задания. 1. Использовать при выполнении приёмы группировки объектов, выявления сходства и различий. 2. Изменение данных. Выбор задания разной сложности Различный дидактический материал выбирают сами ученики 1. Дополнительное задание для желающих 2. Задания на выбор разной сложности. 3. Выбрать способ выполнения Выбор способа выполнения Варьирование сложности задания для составления; степень проявления творчества 1. Составление своих примеров и заданий или выполнение готовых: по образцу; по аналогии; по схеме; по инструкции. 2. Найти задачу, пример, аналогичный данному. Приемы составления разноуровневых заданий
Конструирование методов и приемов обучения 1 Определить, в какой степени при изучении темы возможна самостоятельная работа учащихся 2 Осуществить выбор и сочетание репродуктивных и поисковых методов 3 Выбрать индуктивную или дедуктивную логику изучения 4 Установить оптимальное соотношение словесных, наглядных и практических методов Последовательность действий учителя:
Создание условий для свободного выбора заданий Правильная самооценка Понимание форм подачи учебных знаний Навыки самостоятельной работы и рефлексии У ученика должны быть сформированы:
Определение эффективности технологии Оценка результативности работы Коррекция содержания и технологии Оценочно- результативный компонент
Проблема: увеличившаяся нагрузка учителей Позитивный акцент - активный поиск педагогами новых технологий в обучении: индивидуализация обучения, ориентация учебного процесса на усвоение обязательных результатов обучения всеми учащимися, выдвижение интересов ученика во главу учебного процесса.