Новые модели заданий для итоговой аттестации за курс основной школы (ОГЭ) Дмитрий Юрьевич Добротин зав. кафедрой естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО МГПУ, доцент, к.п.н., руководитель ПГ ОГЭ по химии
Подходы к обновлению заданий Изменение в подходах к формулированию условия задания Условие задания предусматривает выбор учащимися двух ответов из пяти и запись их номеров в специальное поле; включает информацию, представленную в форме таблицы; сформулировано в виде двух утверждений и выводов, верность которых и следует оценить; предусматривает два действия: запись уравнений реакций, соответствующих цепочке превращений и выполнение расчетов по одному из уравнений реакций.
Изменение формы записи ответа различное число ответов, входящих в полный правильный ответ; правильный ответ предусматривает выполнение двух действий: выбор ответов, удовлетворяющих условию задания и расположение их в определенной последовательности; графическая форма представления части ответа (диаграмма, таблица, схема); включение экспериментальной части в задание: предусматривающего опыты по распознаванию веществ, находящихся в двух пробирках.
Примеры новых моделей заданий ОГЭ Пример 1
Пример 2
Пример 3. Рассмотрите фрагмент таблицы химических элементов и определите верность двух суждений: А. Наименьший радиус атома среди приведённых элементов имеет бор. Б. Неметаллические свойства кремния выражены сильнее, чем неметаллические свойства углерода. В ответе в специальном поле под буквой, соответствующей формулировке суждения поставьте единицу (1), если суждение верное, и ноль (0), если суждение неверное. группа период IIIIV 2 периодBC 3 периодAlSi
Пример 4. Верны ли выводы, сделанные из двух утверждений. А. К основаниям относятся гидроксиды металлов в степени окисления +1 и +2. Следовательно, гидроксид цинка относится к основаниям. Б. Все основные оксиды – это оксиды металлов. Следовательно, оксид алюминия – основный оксид. В ответе в специальном поле под буквой, соответствующей формулировке суждения поставьте единицу (1), если суждение верное, и ноль (0), если суждение неверное.
Пример 5. Среди веществ А) Cu(OH) 2 Б) HNO 3 В) O 2 Г) Ba(OH) 2 Д) CO в реакцию с оксидом цинка вступают
Пример 6
Пример 7. Выберите из предложенного перечня три химических элемента, имеющих наибóльшие значения атомных радиусов. Расположите номера, соответствующие этим химическим элементам, в порядке возрастания их атомных радиусов. 1)Si 2)S 3)P 4)Al 5)Cl Ответ:
Пример 8
Пример 9. Дана схема превращений: Fe Х 1 FeSO 4 Х 2 Fe(OH) 2 Напишите молекулярные уравнения реакций, соответствующие схеме превращений, и определите массу кислоты (Х 1 ), необходимую для получения 30,4 г сульфата железа(II). Для второго превращения запишите сокращённое ионное уравнение реакции.
Пример 10
Критерии оценивания
Пример 11
Критерии оценивания
Примеры выполнения заданий учащимися
Задание 16
В своем решении экзаменуемый не учел индекс 2 в оксиде меди (I) и не удвоил число электронов, отданных ионом меди. Однако, признать такой баланс неверным – нельзя, т.к. в целом он отражает процесс, происходящий с каждым из атомов. Но в результате, полученные при составлении баланса цифры, учащийся не смог преобразовать в коэффициенты в уравнении реакции. Кроме того, не названы окислитель и восстановитель, а указаны названия процессов. Результат: 1 балл
В представленном решении не полностью расписан электронный баланс и допущена ошибка в определении коэффициентов в уравнении реакции. Результат: 1 балл
Задание 17
Верно составлено только уравнение реакции 2. В 1-м неверно записаны продукты реакции разложения нитрата меди(II), в третьем растворимая соль не может растворить нерастворимую соль, а поэтому и сокращенное ионное составлено неверно.
Задание Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: оксид магния и растворы сульфата магния, хлорида бария, хлорида меди(II), серной кислоты и соляная кислота. Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций. Требуется получить хлорид магния в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые вам предложены Составьте схему превращений, в результате которой можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для второй реакции составьте сокращенное ионное уравнение Подготовьте лабораторное оборудование необходимое для проведения эксперимента. Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений. Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций. Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно- основных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции и классификационных признаках реакций.
Критерии оценивания
Задание 19
За выполнение задания 19.1 можно поставить 3 балла: схема составлена верно, записаны два уравнения реакции, а вот сокращенное ионное отсутствует. В части задания 19.2 указаны признаки их протекания, но не записан вывод о подходе проведению распознавания: 2 балла Вторая часть критериев задания 19.2 оценивается экспертов в ППЭ по результатам наблюдения за правильностью выполнения эксперимента. Результат: 5 баллов
Задание 20 Для проведения эксперимента по распознаванию веществ выданы: две пробирки (1 и 2), в которых находятся растворы: сульфата калия и соляной кислоты; реактивы, которые могут быть использованы для их распознавания: растворы хлорида бария, нитрата натрия и карбоната калия. три пустые пробирки для поведения опытов, спиртовка, спички, пробиркодержатель. Используя вещества только из предложенного перечня, разработайте порядок распознавания растворов сульфата калия и соляной кислоты и составьте уравнения планируемых реакций. Проведите опыты, позволяющие определить, в какой из пробирок находится каждое из этих веществ и опишите наблюдаемые признаки реакций. Сформулируйте вывод о том, какие химические процессы лежат в основе распознавания растворов указанных веществ.
Критерии оценивания
В данном решении верно составленные два уравнения реакции, которые могут быть оценены 2 баллами. Кроме того, в качестве вывода могут быть засчитаны записи, указывающие на признаки протекания химических реакций, на основании чего и был сделан вывод о нахождении веществ в пробирках. Результат: 3 балла
Основные выводы: Целесообразность регулярного обновления подходов к формулированию заданию; Включение заданий, предусматривающих возможность демонстрации логики мышления; Включение в задание информации, представленной в нетекстовой форме (таблица, схема, график); Усложнение заданий за счет изменения формы записи ответа; Усиление внимания реальному химическому эксперименту