Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Стандарт педагога: это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт « Стандарт» уязвимость в педагогической среде самого термина Стандарт – антитеза творчества Стандарт – ограничитель свободы педагога Стандарт – способ мелочной регламентации Стандарт – инструмент тотального контроля Стандарт – признак восстановления административно-командной системы управления образованием
Выводы: Невозможность внедрения любых новшеств, включая стандарты, без осознания их необходимости самими педагогами Максимальная гласность и открытость, разъяснительная работа параллельно внедрением профессионального стандарта Разъяснительная работа параллельно с разработкой и внедрением стандарта
Профессиональный стандарт Конструктивный взгляд на профессиональный стандарт Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень Стандарт – объективный измеритель квалификации учителя Стандарт – симбиоз ремесла и творчества Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
СТРУКТУРА СТАНДАРТА Инвариантная часть Вариативная часть 1. Знание предмета 2. Владение информационными технологиями Новые профессиональные компетенции
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬ К НЕСТАНДАРТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ 1. Мобильность 2. Способность к нестандартным трудовым действиям 3. Умение работать в команде 4. Готовность к изменениям 5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений Интересуют руководителя ОУ не меньше, чем владение профессией. Выявляются в ходе стажировок !
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ СТАНДАРТА – ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ Вариативная часть стандарта – ориентир развития на ближайшую и отдаленную перспективу Вариативную часть нельзя немедленно предъявлять в качестве нормативного требования к деятельности педагога. Нельзя требовать от педагогов того, чему их специально не обучали.
Профессиональный стандарт устанавливает: ФУНКЦИИ разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися формирование универсальных учебных действий ПЕДАГОГА участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды планирование и проведение учебных занятий объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению формирование навыков, связанных с информационно- коммуникационными технологиями
Профессиональный стандарт педагога Область применения работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом при организации обучения и аттестации работников заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.
Содержание профессионального стандарта Высшее образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности) Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Трудовая функция: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Требования к образованию и обучению Требования к опыту практической работы не предъявляются
Готовность воспитателя к трудовым действиям Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
Готовность воспитателя к трудовым действиям Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
Необходимые умения Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Этапы продвижения к цели: Качественная реорганизация системы переподготовки учителей; Гибкая модульная система подготовки и переподготовки педагогов, предполагающая набор необходимых компетенций, исходя из особенностей образовательных программ, реализуемых конкретным учреждением ; Создание условий для стажировки педагогов на базе ИРО, ВУЗов, а также учреждений образования, наиболее успешно решающих задачи формирования новых профессиональных компетенций. Новые возможности ОУ: составлять индивидуальное штатное расписание; использовать стимулирующий фонд оплаты труда для поощрения работников, выполняющих дополнительные обязанности. Стремление руководителей адекватно формализовать новые обязанности в названиях должностей.
Несоответствие новых должностей существующим тарифно-квалификационным характеристикам ПРОБЛЕМЫ: исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.д.
«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя». Константин Дмитриевич Ушинский