Создание и развитие деятельности ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ / МЕДИАЦИИ в Волгоградской области 2015
В Волгоградской области школьные службы примирения имеют 10-ти летний опыт работы Созданы в 2004 г. по инициативе ВРБОО «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» при методическом обеспечении Центра «Судебно-правая реформа» (Москва) при поддержке КДНиЗП, Уполномоченного по правам ребенка, органов управления образованием и др. Координирует работу ШСП Волгоградское региональное отделение Всероссийской Ассоциации восстановительной медиации. ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Особенности Волгоградской модели развития: Внедренческая организация – НКО. Диалог с властью. Обсуждение и выбор развилок развития. Активное сообщество: координация, взаимопомощь, продвижение интересов. Сетевое горизонтальное взаимодействие. Проектный подход в управлении. Большое внимание к ценностям, устойчивости, качеству и эффективности работы. Большой опыт и мастерство практикующих медиаторов. Богатые методические ресурсы.
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Формирование модели развития - развилки развития: Принятие нововведений в ШСП после обсуждения с сообществом практиков Принятие нововведений без обсуждения с сообществом практиков Добровольное создание ШСП (по рекомендации) Обязательное создание ШСП (по приказу) Методическое единообразие и соответствие стандартам Методическое многообразие без стандартов Оценка эффективности по качественным показателям Оценка эффективности по количественным показателям Куратором ШСП может быть любой обученный Куратором ШСП может быть только психолог Участие желающих детей Участие лучших детей
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Особенности Волгоградской модели ШСП: Добровольность создания и устойчивость. Разнообразие специальностей взрослых медиаторов. Широкое участие детей (без специального отбора). Обязательное проведение восстановительных программ. Приоритет – работа со сложными и криминальными случаями. Участие в сетевом взаимодействии сообщества. Мониторинг. Рефлексия опыта. Обмен опытом и повышение мастерства.
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Мониторинг деятельности ШСП в ВО Всероссийский мониторинг деятельности ШСП проводится силами Ассоциации с 2009 года. Формы мониторинга учитывают различные аспекты деятельности по каждой школе/службе отдельно. Результаты суммируются. Впервые 2014 году мониторинг ШСП проведен совместно областной Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по формам Ассоциации. Получены многофакторные данные, пригодные для сопоставления и анализа. ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Темпы роста количества ШСП в ВО
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Темпы распространения ШСП в ВО
Итоги мониторинга 2014 года В образовательных учреждениях 26-ти (68% от 38) Такая ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Показатель Рост Кол-во территориальных образований 526 в 5 р. Общее кол-во ШСП в 2,5 р. Кол-во действующих ШСП в 1,6 р. Кол-во нормально действующих ШСП91104 в 1.1 р. Кол-во программ примирения в 1,4 р. Кол-во медиаторов взрослых/детей 174/603711/1402 в 2,7 р. Кол-во участников программ примирения взрослых/детей 684/ /3275 в 1,4 р.
Типы школьных служб примирения Действующие: Профессионально работающие (особо активные, экспертные) – более 10 программ, сложные случаи; Нормально работающие (активные) – программ Слабо работающие (мало активные) – менее 4 прогр. из них - начинающие и - опытные; Недействующие: В процессе создания В процессе реорганизации Распавшиеся ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Особенность современного этапа: происходит переход от локальных практик к массовой региональной политике Сильные стороны Активное самоорганизующееся сообщество, сильные связи и высокое качество у опытных участников Слабые стороны Низкая активность и низкий профессионализм у новых участников. Отсутствие регулярной методической поддержки Возможности Интенсивное развитие служб Угрозы Формализация, потеря ценностей и качества
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Основные направления развития: 1. Поддержка активности сообщества. 2. Продолжение диалога с властью и продвижение интересов. 3. Методологическое и нормативное обеспечение работы ШСП (создание методических центров/ объединений, поддержка работы методистов, описание опыта, издание литературы и пр.); 4. Налаживание работы новых ШСП с безусловным сохранением ценностей и качества работы (исключение формализма, оценка эффективности деятельности);
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Направления развития 4. Удержание / повышение устойчивости ШСП (поддержка, оценка работы, поощрение и др.); 5. Передача мастерства и повышение квалификации медиаторов (организация курсов, семинаров, тренингов); 6. Усиление взаимодействия с органами управления образованием и КДНиЗП (особенно по ООД - уг.делам до 14 лет); Апробировать и внедрить Порядок межведомственного взаимодействия КДНиЗП и ШСП. 7. Исследования и анализ.
ШКОЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ /МЕДИАЦИИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Волгоградское отделение Всероссийской ассоциации восстановительной медиации на базе Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка» Контакты: Ирина Сергеевна Маловичко Телефон: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!