Распространение знаний в профессиональных сетях Куксо Екатерина Николаевна Центр развития лидерства в образовании Институт образования НИУ ВШЭ Higher School of Economics, Moscow,
Higher School of Economics, Moscow, 2015 Представьте себе, что вы - сыщик photo
Higher School of Economics, Moscow, 2015 Начальные условия photo Задача: ликвидация террористических сообществ в городе Ограниченные ресурсы (2-3 задержания в месяц) Данные о коммуникации между предполагаемыми преступниками
Higher School of Economics, Moscow, 2015 Кого бы вы ловили? photo
Higher School of Economics, Moscow, 2015 Что можно вычислять? photo Центральность связей (Degree Centrality): как много связей имеет определенный узел в сети? Престиж (Prestige): как много входящих связей имеет определенный узел в сети? Центральность собственного вектора (Eigenvector Centrality): насколько «влиятельными» связями обладает узел в сети? Сила (Power): каков его потенциал влияния?
Higher School of Economics, Moscow, 2015 Что, кроме террористов? photo КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ = Человеческий капитал + Социальный капитал + Капитал принятия решений * Michel Fullan. Professional capital: Transforming teaching in every school
Higher School of Economics, Moscow, 2015 Социальный капитал образовательных организаций photo КОНСАЛТИНГ Отчет для каждого директора Данные о взаимодействиях, климате в коллективе, уровне доверия Вопросы и методические материалы в отчете Follow-Up по развитию школы ИССЛЕДОВАНИЕ Более 500 школ в 5 регионах России Около респондентов Анкета по социальному капиталу школ + данные о сетевых взаимодействиях
Лидеры и «серые кардиналы» Педагогические лидеры школ – чаще заместители директоров photo Количество входящих связей Директора 9,3 Заместители (среднее) 9,7 Наиболее влиятельные заместители 12,9 Учителя (среднее) 3,5 Наиболее влиятельные учителя 9,7 Среднее по школьным сетям 4,2
Успешные школы децентрализованы В сильных школах «лидеры-звёзды» не одиноки, а имеют сети со взаимными связями между участниками. photo
Что меняется? photo Образование «диад»: связей между двумя учителями Создание культуры посещения уроков (например, график посещений, ярмарка уроков) Практика обсуждения внешнего обучения Создание команд по интересам и личным симпатиям, а не по предметам Развитие потенциального лидерства
Спасибо за внимание! photo