в корне слова Чередование гласны х Е // И А//О
ЗНАТЬ случаи чередования гласных в корнях
Закрепить знания о правописании чередующихся гласных в корнях слов
Уметь правильно рассуждать при выборе чередующихся гласных
-ЛАГ-//-ЛОЖ- Перед г – а; Перед ж – о.
-РОС-//-РАСТ-//-РАЩ- Перед ст – а; Перед щ – а; Перед с – о. Исключения: росток, Ростислав, отрасль, ростовщик, Ростов
-КОС-//-КАС- Перед суффиксом - а- – а Например: косняться, косаться
-ГОР-//-ГАР- НАПРИМЕР : УГАР - ЗАГОРЕТЬ Под ударением – а ; без ударения – о.
- ЗОР-//-ЗАР- Под ударением о - а, без ударения – а. Например: зарево, зори, Исключение: зоревать заря.
«Друзья, распил…кайтесь поудобнее, сегодня мы расскажем вам сказку «Золушка», – предл…жили нам Феи. Они прикоснулись волшебными палочками к страничкам книги, и сказочный мир оз…рылся разноцветными огнями.
Чередование гласных Е//И -бер-//-бира- -дер-//-дира- -тер-//-тира- -стел-//-стила- -пер-//-пира- -мер-//-мира- -жег-//-жига- Вижу суффикс а – пишу и, нет– пишу е
Жил-был один человек. Первая жена его ум…орла, и он женился во второй раз, да на такой высокомерной женщине, при виде которой зам…рало сердце. У нее было две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и смиренная женщина на свете. Сказка
Бедную падчерицу за ставляли делать всю самую грязную и тяжелую работу в доме: она разж…гала огонь в камине, нат…рала пол до былеска, об…рала комнаты мачехи и обеих барышень – своих сестриц, ст…лила им постели, а её зап…ралли на чердаке, там она спала на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, она заб…рвалась в уголок возле камина, оп…рвалась на кулачок, сидела там на ящике с золой и вспоминала мать. Сестры, а за ними и все в доме, прозвали ее Золушкой. Они постоянно прид…раллись к бедной девушке, но она молча сносила все обиды.
И вот как-то раз сын короля той страны устроил большой бал. Золушкины сестры тоже получили приглашение. Они сейчас же принялись выб…рать наряды, чтобы понравиться принцу. У бедной Золушки работы стало еще больше. Ей пришлось собирать сестер на бал так, чтобы они могли былеснять не только хорошими нарядами, но и красивыми прическами. Золушка долго смотрела им вслед, а когда их карета исчезла за поворотом, она закрыла лицо руками и горько заплакала. Но девушке в её беде помогла крестная… И вот Золушка в красивой карете и нарядном платье уже едет на бал!
Принц, увидев никому не известную принцессу, чуть не ум…р от восторга. Он, чуть ка…садясь её руки, повел незнакомку в зал. Они проб…раллись сквозь толпу восхищенных гостей. Чуть только заиграла музыка и кавалеры стали выб…рать себе дам, принц подошел к Золушке и пригласил ее на танец. Она танцевала так легко и плавно, что все залюбовались ею … Но на небе стали заж…гнаться звезды, и дворцовые часы пробили одиннадцать и три четверти. Золушка встала, поклонилась всем и обежала так быстро, что никто не успел догнать ее. Принц бросился за Золушкой, но ее и след простыл. Только на ступеньке дворца лежала маленькая хрустальная туфелька.
Принц полюбил незнакомку. Он приказал объявить во всеуслышание, под звуки троб и фанфар, что та, которой придется впору хрусбальный башмачок, станет его женой. Девушек соб…ралли со всей округи и прим…ряли им туфельку. Прим…рила ее и Золушка. Сестры зам…рли от удивления. Но еще больше удивились они, когда Золушка достала из кармана второй хрусбальный башмачок. В эту самую минуту дверь отворилась, и в комнату вошла фея – Золушкина крестная. Она к…снялась своей волшебной палочкой бедного платья Золушки, и оно стало еще пышнее и красивее, чем было накануне. Золушка простила сестрам и мачехе все обиды – ведь она была не только хороша, но и добра.
Подберите однокоренные слова к словам, в которых встречается чередование гласных. Нат…петь пол, зап…петь на чердаке, разд…роет зависть, был…стать на балу, расст…лить ткань.
С данными словами составьте словосочетания, объясните написание. Доб…дддраться, соб…роют, зам…петь, заж…гать, нат … рать, пост…лить, прот…петь, приб…рать, выж…гать, зап…р, забыл…стекло.
Распределите слова в два столбика: в один запишите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением. Зам_петь, изм_пять, см_рентный (мирный, покорный), обм_петь, см_бриться, прим_реявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_бальный зал, вич_ты, вич_тать рукопись (проверить), ч_читательский, со сч_тать.
Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – СЭС об_артель, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_петь, оп_дддраться, разд_роемый, обт_ранние, за ст_лить, выб_рут, изб_артельная (кампания), прост_дддраться, пост_рать (белье), был_стательный, был_снять, выж_че, за ст_лить.
Домашнее задание. Составить рассказ, сказку, употребив слова:
. мир стил мер бир раст лож кос стел бер раз кос лаг зор зар Тер тир Пер пир
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Сердитова Н.А. МОУ СОШ 8 города Ханты-Мансийска март, 2013 года