Адаптация к учебному процессу
Адаптация первоклассников Адап- тация 1 а 25 чел. 1 б 23 чел. 1 в 22 чел. Всего 70 чел. Хорошая %16– 70%15- 68%50- 71% Низкая %7 – 30%7 – 32%20- 29%
Рекомендации учителям Обеспечить своевременную смену видов деятельности Отводить больше места практическим действиям с предметами, работе с наглядностью Обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям, имеющим особенности в психофизическом развитии и поведении
Рекомендации учителям Использовать активно-положительный стиль педагогического общения с детьми Помочь детям организовать свою деятельность, повторять последовательность действий из урока в урок Использовать игровые приемы, специальные развивающие игры Использовать активные формы работы для формирования коллектива и создания благоприятного социально - психологического климата
Основные трудности пятиклассников Новые учителя, одноклассники Возросший темп работы Возросший объем работы Новые, непривычные требования к оформлению работ Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней
Ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность (как школьную, так и личностную), а зачастую и появление страхов
Страх самовыражения Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.9 – 41 %1 – 5 % 5 б – 23 чел.5 – 22 %2 – 9 % 5 в – 22 чел.10 – 45 %4 – 18 % Всего – 67 чел.24 – 36 %7 – 10 %
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.1 – 5 %2 – 9 % 5 б – 23 чел.2 – 9 %1 – 4 % 5 в – 22 чел.1 – 5 %4 – 18 % Всего – 67 чел.4 – 6 %7 – 10 %
Страх ситуации проверки знаний Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.8 – 36 %2 – 9 % 5 б – 23 чел.13 – 56 %2 – 9 % 5 в – 22 чел %7 – 32 % Всего – 67 чел.27 – 40 %11 – 16 %
Переживание социального стресса (контакты с одноклассниками) Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.2 – 9 %1 – 5 % 5 б – 23 чел.2 – 9 %- 5 в – 22 чел.8 – 36 %- Всего – 67 чел.12 – 18 %1 – 2 %
Проблемы в отношениях с учителями Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.9 – 41 %- 5 б – 23 чел.14 – 61 %1 – 4 % 5 в – 22 чел.9 – 41 %2 – 9 % Всего – 67 чел.32 – 48 %3 – 4 %
Фрустрация потребности в успехе Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.2 – 9 %- 5 б – 23 чел.3 – 13 %- 5 в – 22 чел.3 – 14 %- Всего - 67 чел.8 – 12 %-
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу Повышена Высокая 5 а – 22 чел.-1 – 5 % 5 б – 23 чел.3 – 13 %2 – 9 % 5 в – 22 чел.1 – 5 %3 – 14 % Всего – 67 чел.4 – 6 %6 – 9 %
Общая тревожность Тревожность Повышена Высокая 5 а – 22 чел.6 – 27 %- 5 б – 23 чел.5 – 22 %- 5 в – 22 чел.3 – 14 %5 – 23 % Всего – 67 чел.14 – 21 %5 – 7 %
Особенности возраста Постепенное обретение чувства взрослости Негативизм -стремление противостоять любым предложениям взрослых Ориентированность на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками Крайняя эмоциональная нестабильность
Особенности возраста Ведущая деятельность общения Способности развиваются только в деятельности, вызывающей положительные эмоции Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения Важная роль оценки: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия
Меры, способствующие снижению тревожности Не задерживать детей после звонка на перемену Согласовать требования разных учителей: а) обязательные дисциплинарные правила: - здороваемся стоя; - не перебиваем ни учителя, ни ученика; - сигнал о вопросе или ответе - поднятая рука; - опоздания не допускаются; б) организация учебного процесса: - наличие необходимых учебных пособий; - соблюдение правил оформления тетрадей в) отношения между детьми, между учителем и ребенком строить на основе уважения
Психологическая поддержка Опираться на сильные стороны ребенка Избегать подчеркивания промахов Показывать, что Вы довольны Вашими учениками Принимать индивидуальность каждого ребенка Внести юмор во взаимоотношения с детьми Поощрять попытки ученика справиться с заданием Уметь взаимодействовать с ребенком Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно Проявлять эмпатию и веру в учеников
Рекомендации учителям Учитывать возрастные особенности пятиклассников в выборе способа подачи материала, терминологии Оптимизировать темп подачи материала Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, уделять на уроке время для его объяснения Стараться как можно реже вставать в позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное Поощрять детей перед всем классом. Создавать обстановку успеха Налаживать эмоциональный контакт с классом