«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Урок в логике системно – деятельностного подхода МОУ «Толмачевская средняя школа» 2015 год
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Современный урок – это урок, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Только с помощью действия!
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: 1. Уроки «открытия» нового знания 2. Уроки рефлексии 3. Уроки систематизации знаний 4. Уроки развивающего контроля
При системно - деятельностном подходе выделяют следующие этапы урока: 1. Мотивация учебной деятельности 2. Актуализация знаний 3. Целеполагание 4. Открытие новых знаний 5. Первичное закрепление 6. Самостоятельная работа с самопроверкой, контроль, оценка 7. Включение нового в систему знаний и повторение 8. Рефлексия 9. Итог
Компоненты урока (структура) на основе деятельностного подхода Рогозина Татьяна Валерьевна, доцент кафедры управления ЛОИРО, к.п.н. 1. Мотивационный (постановка учебной задачи, создание учебной ситуации, актуализация ЗУН); 2. Планирование и организация деятельности (создание ситуации успеха, учебные действия); 3. Рефлексия (самооценка и самоконтроль, обучение рефлексии).
«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления» Г.А. Цукерман
Мотивация к предмету обеспечивается следующими факторами: активная позиция ученика на уроке, разнообразие форм деятельности, свободный выбор ребёнком, оптимальный темп, ритм и плотность урока, разнообразие заданий и способов работы.
Приемы деятельностного метода обучения - пожелания друг другу - положительный настрой - живая картинка - музыкальный фрагмент - встреча с гостем - подумать, что пригодится для успешной работы на уроке -девиз, эпиграф -- знакомство с планом урока - «яркое пятно»
Приемы деятельностного метода обучения -заголовки-вопросы - задание, для выполнения которых не достаёт знаний - привлекательная цель - рассказ о реальных событиях -актуальность - побуждающий диалог - ошибки персонажей (гостей) -«оратор» - прогнозирование
Приемы деятельностного метода обучения -проблемный вопрос или проблемные задания -задания с недостающими или избыточными данными -приём исследовательской деятельности -вопрос-ответ -творческие задания -«ловушка» -ролевые ситуации -синквейны -кластеры
Приемы деятельностного метода обучения -карточки - обвести самую красивую букву, цифру - «проверь соседа» -закончи предложения -творческие задания -три П - «оценочная лесенка» - «комплимент»
«Изюминка» урока Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что будет помниться, не забудется: интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход.
Заставить нельзя заинтересовать Где будем ставить запятую? На сегодняшний день твёрдо установлено, что единственным каналом для перехода внешней информации в мозг человека является его собственная учебная деятельность.
Загадка Р. Курбатова, директора Лицея «Ковчег-XXI» (Москва) Кто на уроке говорит больше всех, не поднимая руки, и даже если его не спрашивают? Кто больше всех мешает ученику работать?