Современные дети и народная культура МБДОУ 9 «Алёнушка» план работы районной площадки «Наследие» на год
Очень часто за событиями И за сутолокою дней Старины своей не помним, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на Луну. Вспомним старые обычаи! Вспомним нашу старину!
учебный год Сентябрь-март – практико- ориентированный этап (реализация поставленных целей и задач). Апрель-май – рефлексивный (обобщение и систематизация полученных знаний, материалов, подведение итогов, обсуждение результативных показателей деятельности).
Цель работы площадки на г Возрождение самобытной российской культуры, формирование духовно – богатой личности, развитие национального самосознания у дошкольников.
Приоритеты программы Широкое использование всех видов фольклора, русских народных игр Приобщение к народным праздникам и их традициям, создание атмосферы национального быта
Приоритеты программы Знакомство детей с народной декоративной росписью. Природа – один из важнейших факторов воспитания нравственно-патриотических чувств.
Приоритеты программы Знакомство с историческим прошлым России – новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об истории страны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
Основные дидактические принципы: - Принцип гуманизации (ориентация на общечеловеческие ценности: любовь к дому, близким людям. Общение педагога с ребёнком направленно на поддержание положительного эмоционального самочувствия); - Принцип культуросообразности позволяет раскрыть духовную и нравственную основу русского народа. Это воспитание нравственных чувств, культуры поведения по отношению к близким людям; - Принцип развития в деятельности. Для того чтобы ребёнок понял значение норм и требований, проникся соответствующим эмоциональным отношением, необходимо подкрепление в собственном практическом опыте ребёнка, в опыте его деятельности; - Принцип постепенности и последовательности предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные; - Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов.
Задачи работы площадки с педагогами Повысить профессиональную компетентность педагогов по теме «Формированию основ патриотизма у детей через приобщение к истокам народной культуры»; Активизировать творческие способности педагогов, способствовать формированию стремления к самообразованию, внедрению новых технологий, методов и форм работы, повысить показатель педагогов, принимающих активное участие в организации деятельности площадки; Включить молодых специалистов в работу площадки «Наследие», введение элементов наставничества; Сформировать предметно-пространственную среду и условия для обогащения разнообразной деятельности детей. Оформить в Портфолио педагогов рубрику «Современные дети и народная культура»; Создать на сайте учреждения рубрику, отражающую деятельность педагогов в рамках площадки «Наследие»; Оформление творческих наработок педагогов в районный сборник «Наследие»; Распространить передовой педагогический опыт по данному направлению.
Консультирование, семинары-практикумы, мастер-классы Создание сборника творческих разработок Работа с педагогами Разработкам перспективного плана работы по ознакомлению с народной культурой Внесение элементов народного стиля в оформление помещений детского сада Смотр-конкурс игр по ознакомлению с предметами быта и одежды старины Мини – музей «Русская изба» Самообразование Смотр-конкурс «Уголок России – Отчий дом» Неделя педагогического мастерства Пополнение картотеки презентаций по теме «Приобщение к истории русской народной культуры»
Задачи работы площадки с детьми Сформировать представления о народной культуре через фольклор и народно- декоративное творчество, народные праздники, обряды, театрализованные игры и представления, через знакомство со сказкой, народными играми и хороводами. Способствовать укреплению чувства любви и привязанности к родному краю, стране, уважения и гордости за свой народ, его историю, культуру; Создать условия для формирования духовных качеств, эстетического вкуса у детей, эмоционально- положительного отношения к окружающему; Создать условия для развития у детей фантазии, художественно-творческих способностей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи; Обогатить словарный запас детей (название предметов быта и др.); Сформировать стремление и готовность отразить полученные знания в деятельности.
Формы работы по ознакомлению с народной культурой Открытые просмотры Выставки Праздники и развлечения Рассматривание картин Художественное слово Дидактические игры Презентации Посещение музея «Русская изба» Экскурсии Беседы
Задачи работы площадки с семьями воспитанников Поддерживать интерес к сотрудничеству с детским садом; Сформировать познавательный интерес к организации образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию, приобщению детей к особенностям национальной культуры, русскому народному творчеству; Раскрыть и распространить опыт положительных семейных традиций; Привлечь родителей к организации досуговой деятельности детей и к изготовлению различной атрибутики по приобщению детей к истокам народной культуры.
Направления работы с родителями Досуговое (привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ и их проведению); Познавательное (тематические родительские собрания, мастер-классы, конкурсы, выставки, встречи с интересными людьми); Информационно-аналитическое (анкеты, опросы); Наглядно - информационные (консультации, папки-передвижки); Дополнительное образование (клуб «Заботливый родитель»).
Семинары для педагогов района Семинар 1 «Как жили люди на Руси? - «Педагогические технологии, методы и приемы формирования представлений детей о народной культуре » Семинар 2 «Как жили люди на Руси? – поисково- исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания дошкольников»
Спасибо за внимание!