Формирование УУД (формирование общеучебных навыков)
Педагогическая цель – формирование у обучающихся обобщенных учебных действий и определенных компетентностей (учебная, проектная, исследовательская, ИК- компетентность и др.)
Задачи: Образовательные задачи ученика начальной школы Образовательные задачи педагогов Образовательные задачи родителей 1. Научиться решению учебных проблем и жизненно-практических задач, самостоятельной постановке целей учебной деятельности и формулировке проблем, в том числе проектных и исследовательских. 1. Организовать активную познавательную деятельность обучающихся на основе проблемного, личностно- ориентированного и системно- деятельностного подходов, создать условия для самостоятельного решения проблемных ситуаций, целеполагания и планирования собственной деятельности 1. Расширять сферы самостоятельного принятия решения ребенком, инициировать и поощрять самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций, поощрять проявление активности и инициативы, оказывать психологическую поддержку при решении проблемных, конфликтных ситуаций, преодолении себя и воспитании силы воли.
Модели формирования УУД УУД формируются на основе развивающего обучения, на основе предметных действий в рамках всех образовательных областей, на основе самостоятельной преобразующей деятельности обучающихся, особых учебных ситуаций и заданий, педагогических технологий. УУД формируются во внеурочной деятельности при организации социальных проб и практик, организованного общения подростков, при обучении по дополнительным образовательным программам. На формирование УУД направлена проектно- исследовательская деятельность, которая организуется на уроках и во внеурочной деятельности. К формированию УУД должны быть привлечены родители как участники образовательных отношений при совместном решении жизненно важных задач.
Основные виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
NI DUNG Сформировать УУД – значит:
Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Типовые задачи Личностные Личностное, жизненное самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; самооценка события, происшествия; выразительное чтение; дневники достижений и др.
Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Типовые задачи Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция взаимоконтроль и взаимооценка; задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата; задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата, задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.
Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Типовые задачи Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция участие в проектах; диспут; заучивание материала наизусть в классе; задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки») поиск информации в предложенных источниках;
Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Типовые задачи Регулятивные Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Саморегуляция маршрутные листы, парная и коллективная деятельность, дифференцированные задания, «творческие задания», тренинговые и проверочные задания.
Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Типовые задачи Познавательные самостоятельное выделение и формулирование учебной цели; информационный поиск; знаково-символические действия; структурирование знаний; произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно); смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения; «найди отличия» (можно задать их количество); сравни «на что похоже?»; поиск лишнего; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями;
Типовые задачи по формированию и развитию УУД Вид Составляющие Типовые задачи Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации разрешение конфликтов управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; «отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); диспуты; «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Эвальд Васильевич Ильенков «Школа должна учить мыслить» (Журнал «Народное образование» 4, 1964 год)
Разделите на две группы геометрические фигуры
Классификация это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким- либо важным признакам. В качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов.существенные
Разделите на две группы геометрические фигуры
Проектная деятельность Лабораторное оборудование Анализ урока Работа с родителями Внеурочная деятельность Рефлексия