Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 1 «Теремок» Кулундинского района Алтайского края «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология в условиях внедрения ФГОС» Татьяна Николаевна Лисовская -воспитатель
АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время в дошкольном образовании на смену традиционному обучению приходит развивающее обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников познавательного интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования и может быть осуществлен как в рамках познавательного развития дошкольников, так и посредством интеграции образовательных областей.
ЦЕЛЬ Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
ЗАДАЧИ обучать элементарному планированию; обучать элементарному планированию; формировать навыки сбора и обработки информации, материалов; формировать навыки сбора и обработки информации, материалов; развивать творческие способности; развивать творческие способности; формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности формировать позитивное отношение к познавательной, исследовательской, творческой деятельности
Основные требования к проектной деятельности: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная деятельность дошкольника; самостоятельная деятельность дошкольника; использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения.
доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, дная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная и др. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект; характер координации проекта (руководство со стороны воспитателя): непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов); количество участников проекта (индивидуальные, парные, групповые); продолжительность проекта (краткосрочные (1 -2 занятия), среднесрочные (до месяца), длительные.
Виды проектов : Творческие Игровые Информационные Исследовательские Смешанные
Этапы разработки проекта 1 этап – организационный 2 этап – планирование работы 3 этап – реализация проекта 4 этап – презентация проекта
Деятельность дошкольников: На 1 этапе вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту. На 1 этапе вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту. На 2 этапе дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности. На 2 этапе дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности. На 3 этапе накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков На 3 этапе накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков На 4 этапе подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности На 4 этапе подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности
Результатами проектной деятельности являются: Выставка, газета, журнал. Костюм, модель, коллекция. Костюм, модель, коллекция. Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка. Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка. Экскурсия, поход, путешествие. Экскурсия, поход, путешествие. Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий. Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий. Спектакль, праздник, видеофильм. Спектакль, праздник, видеофильм.
Темы проектов в дошкольном образовании достаточно разнообразны. В мире сказок» « В мире сказок» «Волшебное мыло» «Волшебное мыло» «Наряди ёлку» «Наряди ёлку» «Огород на окне» «Огород на окне» «Покорми птиц» «Покорми птиц»
Покорми птиц.
В мире сказок.
Снег, лед, вода.
Огород на окне
В воспитательно- образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса. Они обогащают свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка. Педагогам очень важно не руководить, а помогать родителям, увидеть их сильные стороны, быть готовым у них учиться. Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха! Роль педагога при взаимодействии с семьей
Метод проекта даёт педагогам большую возможность: Развивать интеллектуальный и творческий потенциал посредством использования схем, карт, моделей алгоритмов - музыкальным руководителям развивать музыкальные и танцевальные способности прививать навыки культурного поведения, самообслуживания, стремления к здоровому образу жизни развивать артистизм и яркость речи в постановке спектаклей в театре -инструктору по физкультуре развивать детей физически во время интегрированных занятий-прогулок выявлять «зону ближайшего развития» и соответственно планировать дальнейшую работу с ним
Спасибо за внимание!