Введение налога на финансовый результат Международный опыт (на примере Великобритании и Норвегии) Михаил Орлов, партнер КПМГ Март 2015
© 2015 ЗАО «КПМГ», компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации, член сети независимых фирм КПМГ, входящих в ассоциацию KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированную по законодательству Швейцарии. Все права защищены. 1 Международный опыт налогообложения нефтедобывающего сектора (1/2) Системы налогообложения нефтяной отрасли на основе взимания природной ренты (далее – рентные системы) получили определенное распространение среди крупнейших нефтедобывающих стран. В то же время, необходимо учитывать следующее: Рентные системы, включающие ресурсный налог/роялти и налог на прибыль, применяются в юрисдикциях, для которых проблема истощения ресурсной базы и увеличения доли трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) неактуальна (например, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ) Несмотря на то что в рамках рентных систем добыча нефти на обычных месторождениях облагается налогом на прибыль и роялти, в отношении разработки ТРИЗ могут устанавливаться специальные системы налогообложения, фактически аналогичные налогу на финансовый результат (НФР) (например, в Канаде при расчете размера роялти в отношении налогообложения разработки нефтяных песков учитываются расходы на разработку) Схожая рентной системе система налогообложения действует в Казахстане (сочетание экспортных пошлин, налога на прибыль, ресурсного налога и налога на сверхприбыль). В то же время, по оценкам Казахстанской ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса Kazenergy, действующая система является неэффективной и препятствует притоку инвестиций. Кроме того, начиная с 2015 г. в Казахстане намечается снижение запасов углеводородов, что с высокой вероятностью потребует дальнейшего реформирования системы налогообложения. Таким образом, нельзя утверждать, что взимание природной ренты является повсеместной практикой налогообложения добычи нефти
© 2015 ЗАО «КПМГ», компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации, член сети независимых фирм КПМГ, входящих в ассоциацию KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированную по законодательству Швейцарии. Все права защищены. 2 Международный опыт налогообложения нефтедобывающего сектора (2/4) В то же время, в юрисдикциях, где намечается (или уже происходит) долгосрочное падение нефтедобычи, происходит постепенный отказ от налогообложения объемов добычи и замена на налогообложение финансового результата. Показательными примерами в этой связи являются системы налогообложения в Норвегии и Великобритании. В указанных странах пик добычи уже прошел (в Великобритании – в 1999 г., в Норвегии – в 2004 г.) и на данный момент наблюдается долговременный спад:
© 2015 ЗАО «КПМГ», компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации, член сети независимых фирм КПМГ, входящих в ассоциацию KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированную по законодательству Швейцарии. Все права защищены. 3 Международный опыт налогообложения нефтедобывающего сектора (3/4) Изначально налоговая система Великобритании основывалась на аналогичных принципах, что и действующая система налогообложения России – сочетание налогообложения прибыли (корпоративный налог + дополнительный сбор, налог на нефтедобычу) и налогообложения объема добытой нефти (роялти). После того как в 2000 г. началось долгосрочное падение добычи, роялти были отмены (в 2004 г). Отмена роялти (аналог российского НДПИ) не привел к падению налоговых поступлений. Более того, произошло увеличение поступлений за счет налогообложения прибыли нефтедобывающих компаний: c млн. фунтов в 2004 г. до млн. фунтов в 2008 г. На 2014 г. уровень поступлений от нефтедобычи незначительно ниже уровня аналогичных поступлений 2004 г.
© 2015 ЗАО «КПМГ», компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации, член сети независимых фирм КПМГ, входящих в ассоциацию KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированную по законодательству Швейцарии. Все права защищены. 4 Международный опыт налогообложения нефтедобывающего сектора (4/4) Изначально налоговая система Норвегии основывалась на аналогичных принципах, что и ДНС России – сочетание налогообложения прибыли (корпоративный налог + нефтегазовый налог), налогообложения объема добытой нефти (роялти) + природоохранных налогов и сборов. При этом доля бюджетных поступлений от роялти никогда не была значительной. После того, как в 2004 г началось долгосрочное падение добычи, роялти были отмены (в 2006 г). Отмена роялти (аналог российского НДПИ) никак не отразилось на налоговых поступлениях в бюджет. Более того, начиная с 1999 г. наблюдается устойчивый рост налоговых поступлений в бюджет. Падение налоговых поступлений началось только в 2013 г. - с 230 млрд крон в 2012 г. до 206 млрд крон. Прогноз на гг млрд. крон. Однако данная негативная тенденция никак не связана с налоговой реформой, а является следствием падения цен на нефть.
Данный материал подготовлен ЗАО «КПМГ», компанией, зарегистрированной в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющейся частью группы KPMG Europe LLP; членом сети независимых фирм КПМГ, входящих в ассоциацию KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированной по законодательству Швейцарии. Любые коммерческие предложения, подготовленные ЗАО «КПМГ», вступают в силу во всех отношениях только после обсуждения, согласования и подписания соответствующего договора. KPMG International не оказывает профессиональных услуг клиентам. Ни одна из фирм – членов сети КПМГ не имеет полномочий связывать обязательствами перед третьими лицами KPMG International или любую из фирм – членов сети КПМГ, равно как и KPMG International не вправе связывать такими обязательствами ни одну из фирм – членов сети КПМГ. КПМГ оставляет за собой право (1) изменять условия коммерческих предложений по завершении стандартных процедур по управлению рисками, включающих в себя акцептование клиента и предлагаемых услуг и отсутствие конфликта интересов; (2) согласовывать и заключать договоры на оказание услуг, включающие общие условия ведения бизнеса компании КПМГ. Персональные данные, содержащиеся в настоящем Предложении, подлежат обработке в соответствии Федеральным законом от ФЗ «О персональных данных». © 2015 ЗАО «КПМГ», компания, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации и являющаяся частью группы KPMG Europe LLP; член сети независимых фирм КПМГ, входящих в ассоциацию KPMG International Cooperative (KPMG International), зарегистрированную по законодательству Швейцарии. Все права защищены. KPMG, логотип KPMG и слоган cutting through complexity являются зарегистрированными товарными знаками или товарными знаками ассоциации KPMG International.