Современные педагогические технологии Чтобы увидеть что-то новое, нужно совершить что-то новое. Георгий Лихтенберг
Педагогическая технология- направление в педагогической науке, которое занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов ( с 50-ых годов 20 века)
Разница между педагогической технологией и методикой обучения Методика-это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, технология – это гарантированность конечного результата; проект будущего учебного процесса.
Технология программированного обучения Технология модульного обучения Технология проблемного обучения Технология личностно-ориентированного обучения Технология учебного проектирования Технология дифференцированного обучения Технология информационно-коммуникативная
Программированное обучение заключается в создании обучающих программ( совокупность материала и предписания работы с ним), которые управляют познавательной деятельностью учащихся в процессе ими учебных задач. Основным элементом является шаг. Шаг- это определённое завершенное содержание знаний и действий,которые подчинены единой цели. К элементам данной технологи относят: опорные схемы, алгоритмы, предписания, инструкции. Примеры: Инструкция по природоведению, содержит указания о выполнении практических работ
Достоинства технологии: - получение полной и качественной информации о степени и качестве усвоения всей учебной программы; -обеспечение внутренней обратной связи и тем самым стимулирование деятельности уч-ся; -способ организации самостоятельной познавательной деятельности учеников; -формирование учебной деятельности учеников; -индивидуализация процесса обучения; -дифференциация познавательной деятельности в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей уч-ся; - экономия времени преподавателя; - увеличение времени на постоянный контроль над процессом и результатом усвоения; Недостаток: не всякий учебный материал можно спрограммировать
Технология модульного обучения Модуль- это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Состав модуля: план действий, банк информации, методическое руководство по достижению целей. Виды модулей с которыми работают учитель и учащихся: 1. Целевой модуль – дает представление о новых объектах. 2. Информационный модуль- система информации в виде разделов, параграфов, компьютерной программы. 3. Операционный модуль- практические задания, упражнения. 4. Контрольный модуль- предназначен для проверки результатов обучения. Данная технология рассчитана на большую самостоятельную работу уч- ся.
Отличия от других технологий: 1. Содержание представлено в законченных информационных блоках. Цель формулируется для уч-ся и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но и уровень его усвоения.Ученик получает то учителя советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал. 2. Технология предполагает изменение форм общения учителя с уч-ся.Отношения становятся равными. 3. Каждый ученик работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю, оценке своей деятельности. 4. Наличие модулей с печатной основой позволяет индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них.
Технология проблемного обучения Это тип развивающего обучения, в котором сочетаются поисковая деятельность уч-ся с усвоением ими готовых выводов науки. Под «проблемой» понимают задачу, задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Проблемное обучение- это интеллектуальная деятельность уч-ся по самостоятельному усвоению новых понятий при помощи решения учебных проблем; средство развития критического, творческого мышления; связь с практикой и использование жизненного опыта уч-ся; высокая эмоциональная активность ученика.
Этапы решения проблемы: 1. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы. 2. Использование известных способов решения. 3. Расширение области новых способов решения, нахождение нового отношения или принципа действия. 4. Реализация найденного принципа. 5. Проверка правильности решения.
Преимущества: -самостоятельное добывание знаний; -организация творческой деятельности; -Высокая познавательная потребность; --формирование учебной самостоятельности; --развитие мыслительных способностей, творческих сил, интереса. -НО данная технология в полном виде используется нечасто. -ПРИЧИНЫ: неподготовленностьуч-ся, низкая квалификация учителя.
Технология дифференцированного обучения Следует различать: дифференцированный подход – принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленностям; дифференцированное обучение- форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Особенности дифференцированного обучения 1.диф.обучение не цель, а средство развития индивидуальности. 2. проектирование такого обучения невозможно без знания индивидуальности каждого ученика. 3.Ирндивидуализация- основа дифференцированного обучения.
Внешняя дифференциация- - создание однородных групп уч-ся по способностям, интересам, склонностям. - организация в этих группах однородной среды, ориентированной на изучение отдельных предметов, их циклов, ориентация на поступления в вуз.( лицеи ) Внутренняя дифференциация- создание смешанных классов, где детей не различают по способностям, интересам. Организация в классах неоднородной массы, не ориентированной предметно и социально. Отсутствие специального отбора в учебные группы, но ученику может быть представлена возможность работать по индивидуальной программе( электив.курсы)
В школе используют Разные варианты программ, учебников, дидактических материалов. Систематический анализ и оценку способов проработки учеником программного материала. Создание условий для самостоятельного выбора учеником способов работы, типов заданий, видов и форм учебного материала. Разнообразные формы занятий( ролевые игры, диалоги, тренинги и т.д) В любой системе обучения осуществляется дифференциация. Поэтому сама технология диф.обучения является включенной, проникающей.
Технологии развивающего обучения ( система Л.В. Занкова) ( система Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова).
Всякий метод плох, если приучает учащегося к простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем самодеятельность. А. Дистервег