Игра: формирование представлений дошкольников в мире профессий Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях Подготовили педагоги-психологи ДО1 Бажанова Е.А., Пчелкина С.А.
Ранняя профессиональная ориентация ребенка в труде взрослых – условие его психического развития Профориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Ранняя профориентация призвана: дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях; сформировать у ребенка эмоционально- положительное отношение к труду и профессиональному миру; предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.
Стадии развития «ранней профессиональной ориентации» Существенный вклад в развитие понятия «ранняя Профессиональная ориентация» внес Е.А. Климов, предложив возрастную периодизацию допрофессионального развития: 1. Стадия пред игры – эпоха раннего детства, до 3 лет – 2. Стадия игры – период дошкольного детства, от 3 до 7- 8 лет
Развитие ранней профессиональной ориентации Потребность действовать «как взрослый» Ролевая игра: лечить «как доктор» и т.п. Совместная деятельность во взрослым Психологические признаки субъекта труда
формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах; учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях; обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся; развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения. Задачи для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества; формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах; формировать первичные представления о мотивах труда людей; формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе; учить сравнивать профессии; учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат; знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости; расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека; формировать первоначальные представления о труде как экономической категории; формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы; систематизировать знания о труде людей в разное время года; знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории); расширять и систематизировать представления о современных профессиях; расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий; расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека; формировать представление о видах производственно-го труда (шить, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
ПУТИ реализации РПО в ДОУ Непосредственная образовательная деятельность Предметно- развивающая среда Образовательно- игровые ситуации Проектная деятельность Взаимодействие с родителями
Следует уделить особое внимание усвоению детьми: понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). отношение к труду
Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте Дидактические игры моделируют структуру трудового процесса: цель и мотив труда, предмет труда, инструменты и оборудование, трудовые действия, результат труда. В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры.
Игры с предметами C целью ознакомления с профессиями взрослых мы используем игрушки и реальные предметы. «Собери набор повара» «Кто здесь был и что забыл», «Оденем куклу на работу», «Соберём ящик с инструментами». Ребёнку важен предмет, который натолкнёт его на игру: бинокль, руль, сумочка, шапочка и т. п.
Настольно-печатные игры подбор картинок по парам, «Найди два одинаковых инструмента»; подбор картинок по общему признаку, «Что нужно доктору», «Что есть в магазине». Составление разрезных картинок на профессиональную тему. Лото Домино
Словесные игры, образовательно-игровые ситуации «Четвртый лишний», «Отгадай профессию по описанию» Цепочка слов «Варим компот» «Научим Почемучку мыть чашку (сервировать стол, вытирать пыль)», «Веслые поварята», «Поиграем в магазин». Пальчиковая гимнастика Подвижные игры
Сюжетно-ролевая игра В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений
Результаты ранней профессиональной ориентации ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; называет профессии разных сфер экономики; различает профессии по существенным признакам; называет профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий; объясняет роль труда в благополучии человека; имеет представление о семейном бюджете и назначении денег; моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; участвует в посильной трудовой деятельности взрослых; эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту.