Петрова Анастасия Дмитриевна, Методист ГБОУ ДППО ЦПКС «ИМЦ» Приморского района Содержание и технологии антикоррупционного образования школьников по материалам Битюкова К.О. Доцент, канд. ист. наук СПб АППО
Основные идеи 1. Понятие коррупции 2. Сущность антикоррупционного воспитания 3. Технологии построения антикоррупционного воспитания в школах
1. Понятие коррупции
Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "О противодействии коррупции": Коррупция : а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».
1. Понятие коррупции Общие условия, порождающие коррупцию: 1. Слабость гражданского общества, отрыв общества от власти. 2. Экономический упадок и политическая нестабильность. 3. Неразвитость и несовершенство законодательства. 4. Неэффективность институтов власти. 5. Трудности преодоления наследства тоталитарного периода. 6. Неукорененность демократических политических традиций.
2. Сущность антикоррупционного воспитания
Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
2. Сущность антикоррупционного воспитания Задачи антикоррупционного воспитания: Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
2. Сущность антикоррупционного воспитания Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в ОУ: отсутствие случаев коррупционного поведения отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении ; антикоррупционное просвещение антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках правоведения; опыта решения жизненных и школьных проблем обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе сотрудничества ; педагогическая деятельность по формированию антикоррупционного формированию антикоррупционного мировоззрения. мировоззрения.
3. Технологии построения антикоррупционного воспитания в школах
3. Антикоррупционное воспитание учащихся Возраст учащихся Ведущая воспитательная задача Основное содержание воспитательной деятельности Основные формы воспитатель- ной работы Учащиеся начальных классов Формирование положительного отношения к хранителям порядка, стремление стать хранителем порядка Хранители порядка: правила охраны порядка, отношения с хранителями Беседы- убеждения, ролевые игры Учащиеся 5–7- х классов Формирование навыков совместной организации порядка в классе и школе Организаторы порядка Коллективно- творческие дела, ролевые игры
Возраст учащихся Ведущая воспитательная задача Основное содержание воспитательной деятельности Основные формы воспитатель- ной работы Учащиеся 8–9-х классов Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам Успех без нарушений Обучающие практикумы Учащиеся 10–11-х классов Формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения Коррупция как особый вид правонарушения Уроки, дискуссии 3. Антикоррупционное воспитание учащихся
3. Технологии антикоррупционного воспитания Начальная школа. «Окружающий мир» Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым.
3. Технологии антикоррупционного воспитания Начальная школа. «Окружающий мир» Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются Термины «коррупция» и «антикоррупция» в начальной школе не применяются
3. Технологии антикоррупционного воспитания Начальная школа. «Я и мой мир» (Н.И. Элиасберг) Создание у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей (что всего дороже и ни за какие деньги не купишь): жизнь, достоинство, здоровье, свобода человека; любовь, забота, доброта; дружба со сверстниками и мир между людьми, основанный на уважении к правам человека; права и обязанности человека, правила взаимодействии «я» ученика с людьми в различных ситуациях; общественный порядок и его охрана, строгие требования закона; Родина-Россия.
Классные часы в начальной школе Основная тема года Темы классных часов 1-й класс «Что такое хорошо, и что такое плохо?» «Что значит любить маму (папу)?» «Неженки и сорванцы» «А если с тобой поступят так же?» 2-й класс «Добро – для одного, а для других?» «Кого мы называем добрым?» «Подарки и другие способы благодарности» «Деньги: свои и чужие» 3-й класс «Это честно?» «Можно и нельзя» «Как у нас в семье празднуются дни рождения?» «Мои друзья – мое богатство» 4-й класс «Что такое справедливость?» «Упорство и упрямство» «Мы все разные, но у нас равные права» «Как прожить без ссор?»
3. Технологии антикоррупционного воспитания Средняя школа формирование культуры взаимодействия Основная воспитательная работа с учащимися 5–7-х классов направлена на формирование культуры взаимодействия Ситуации: Незаслуженное вознаграждение за оказание определенных услуг. «Если нельзя, но очень хочется, то можно». Отношения между детьми в системе самоуправления. Деньги за хорошие отметки, готовят человека к… Выбор между дружбой и порядком.
3. Технологии антикоррупционного воспитания Деловые игры в средней школе: «Создание президентской команды» «Городская застройка» «Распределение премиального фонда» «Экзамен на знание правил школьной жизни» «Разрешенный запрет» «Пропускной пункт» «Исключительные обстоятельства» «Распределение путевок»
3. Технологии антикоррупционного воспитания Примеры предлагаемых заданий для группы старшего школьного возраста Подготовить для анализа материал о характере и масштабе преступления на фоне школьного или местного сообщества. Собрать, подготовить и сравнить со статистическими материалами исследовательские данные с сообщениями в прессе о преступлениях. Спланировать и осуществить проект, предназначенный для учеников более младших классов. Запланировать и подготовить дни, когда будет осуществляться проект. Подготовить и организовать мероприятие для родителей на тему: Преступление – это проблема и ответственность каждого!
3. Технологии антикоррупционного воспитания Примеры предлагаемых заданий для группы старшего школьного возраста Исследовать, каким ценностям отдают предпочтение различные возрастные группы. Подготовить местную теле- или радиопередачу. Подготовить и провести открытую выставку картин. Подготовить слайд-шоу Современная молодежь: заманчивые возможности. Подготовить видеоматериал на тему: Преступник. Что будет дальше? или Преступник. Почему нет? Пригласить в класс представителя ССР (Службы специальных расследований). Запланировать тему обсуждения и предполагаемые вопросы. Просмотреть материал, отснятый во время судебного заседания.
Методическое сопровождение СПБ АППО antikorruptsionnoe-obrazovanie Методические рекомендации по реализации антикоррупционной политики в государственных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию Методическое пособие "Методика анализа эффективности антикоррупционного образования и формирования правосознания и правовой культуры обучающихся" sotsialnogo-obrazovaniya Антикоррупционное воспитание (методичка) Антикоррупционное образование в мире Методическое пособие Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания Методические рекомендации по предметам
Петрова Анастасия Дмитриевна
Спасибо за внимание!