Лекция 1. Предмет, задачи, методология и методы педагогической психологии
Педагогическая психология П.Ф.Каптерев 1874 год
Педагогическая психология Педагогическая психология - наука, изучающая психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях образовательного процесса и учебно-воспитательной деятельности.
Предмет педагогической психологии Предмет педагогической психологии – это факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности.
Этапы развития педагогической психология по И.Я.Зимней 1. Общедидактический этап с середины XVII века и до конца XIX века. 2. Педагогическая психология оформляется в самостоятельную отрасль, начиная с конца XIX века и до начала 1950 годов XX века. 3. Создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, начиная с середины XX века и до настоящего времени.
Первый этап развития педагогической психологии И.Ф.ПесталоцциФ.Дистервег
Первый этап развития педагогической психологии К.Д.Ушинский 1869 год - «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Второй этап развития педагогической психологии С.Холл А.П.Нечаев
Второй этап развития педагогической психологии Педология (от греч. «pais» - дитя и «logos» - слово) – наука о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды. П.П.Блонский
Третий этап развития педагогической психологии Б.Ф.СкиннерП.Я.Гальперин
Третий этап развития педагогической психологии Д.Б.ЭльконинВ.В.Давыдов
Связь психологии и педагогики
Педагогическая и возрастная психология Л.Ф.Обухова
Структура педагогической психологии 1. Психология обучения. 2. Психология воспитания. 3. Психология учителя.
Проблемы педагогической психологии соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; проблема готовности детей к школьному обучению. Л.С.Выготский
Задачи педагогической психологии раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта; определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия; изучение психологических основ деятельности педагога.
Методы педагогической психологии 1.Наблюдение. 2.Самонаблюдение. 3.Беседа. 4.Интервью. 5.Анкетирование. 6.Эксперимент. 7.Тестирование. 8.Социометрия. 9. Анализ продуктов деятельности.
Эксперимент в педагогической психологии