Нарушения письменной речи: традиция и современность Мочалова Лариса Николаевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Advertisements

Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
Посконина Мария Владимировна МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива»
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Майдибор Елена Сергеевна Новиченко Динара Раисовна Халилова Рита Митхатовна Фаттахова Ольга Владимировна.
Требования стандарта к результатам обучения ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Аксиологические (ценностные) Морально - этические Индивидуально - личностные.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА» Подготовила учитель-логопед МБДОУ 23 «Золотой.
М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА.
Основные понятия. Воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Аналитико-синтетический метод обучения грамоте и его особенности в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
УНИВЕРСИТЕТ ДИНАМИКА КОРРЕКЦИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ Выполнил студент: Научный руководитель: 1.
Транксрипт:

Нарушения письменной речи: традиция и современность Мочалова Лариса Николаевна, доцент кафедры специальной педагогики и психологии САФУ им. М.В. Ломоносова, к.п.н.

Современные проблемы логопедии Понятийно- категориальный аппарат Комплексный подход Классификация Усложнение структуры дефектов Соотношение коррекции и обучения

Новые тенденции в изучении проблем овладения письменной речью Нейропсихологический подход; Когнитивная педагогика; Информационный подход; Психолингвистический подход

Психолингвистический подход (Г. В. Бабина, В. К. Воробьева, О.Б. Иншакова, А.И. Корнев, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халилова ) Учитывает сформированность предпосылок овладения речевой деятельностью Позволяет судить о работе языковых механизмов Позволяет учитывать индивидуальные стратегии овладения речевыми умениями

Предпосылки овладения письменной речью Символизация Операции критериального сравнения и анализа Составление упорядоченных рядов Дифференцированность восприятия Прогнозирование

Языковой (когнитивный) механизм «Устройство, предназначенное для осуществления определенных процессов, обладающее возможностями (и накладываемыми на них ограничениями), которые определяются материальным субстратом – мозгом» (А. А. Залевская) При этом данное устройство оперирует некоторыми специфическими единицами, содержательно наполненными и упорядоченными в целях оптимального использования в соответствующих процессах речеобразования или речевосприятия. Функционирование когнитивных механизмов имеет не речевой характер, но для этого функционирования осуществляется речевая деятельность, реализуемая языковыми средствами.

Языковые механизмы значимые для овладения письменной речью Сегментации (деление на значимые отрезки) Вероятностного прогнозирования (предвосхищение) Идентификации (сравнение с эталоном, хранящимся в памяти) Регуляции (контроль языковой правильности)

Механизм сегментации (группировка, соотношение частей и целого, упорядочение, анализ и синтез) Текст (целое) – абзацы, предложения, слова (части); Текст: группировка (слова на «а» и на «о», самостоятельные и служебные, из 4 букв и 6 букв; предложения из 5 слов и 6 слов); Текст: упорядочение слов по алфавиту, по количеству букв, по количеству морфем в словах; Схематические последовательности (временные, пространственные), перевод из одной в другую

Механизм вероятностного прогнозирования (установление причинно-следственных связей, поиск наиболее частотных признаков, завершение речевых единиц различного уровня, вычерпывание смыслов) В русском языке больше всего слов начинается на какую букву? Легче догадаться о том какое слово зашифровано, если оно состоит только из гласных или только из согласных? (оооа - сквид) Заверши слово (ваз…,голов…,сов…,юл…) Заверши фразу (раннее ….) Побежала вприпрыжку, села на пенек, косички поправила и давай хохотать. (Герой он или она? Это взрослый человек или ребенок? Ей грустно? Она в городе? У нее короткие волосы?)

Механизм идентификации (узнавание объектов, тонкая дифференциация) Узнавание букв (трехмерное пространство, двумерное пространство); Подбор картинок к словам (в том числе речевые единицы абстрактного значения); Быстрое предъявление парных изображений идентичных и незначительно отличающихся; Тонкая дифференцировка (цвет – оттенки; звук – железная и металлическая ложки; зрительные символы – отличающиеся одной позицией);

Механизм регуляции (действия промежуточного контроля, сличение эталона с объектом) Разложение действий на операции; Составление алгоритмов; Трансформации эталонного варианта в ошибочный (обязательное сличение!)