Карагандинский Государственный Технический Университет Кафедра ПТ им. А.Н. Даниярова Технология и механизация погрузочно-разгрузочных работ Для специальности: 5B – Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта Разработал: к.т.н., ст.препод. Галин И.А. Караганды 2011 г.
Предмет и задачи дисциплины, цель изучения курса Предметом изучения дисциплины являются основы организации погрузочно-разгрузочных работ на транспорте. Изучение современных погрузочно-разгрузочных работ на транспорте. Изучение современных погрузочно- разгрузочных машин, оборудования, пневматического, гидравлического и подвесного транспорта, автомобилей и вагоноопрокидывателей, теории их расчета, определения основных показателей для выбора типов технологий при проектировании комплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Изучаются высокоэффективные технологические процессы с основными грузами, перевозимыми по железным дорогам, а также способы перевалки этих грузов с узкой колеи на широкую, с железной дороги на водный и автомобильный транспорт и обратно. В дисциплине излагаются основные положения содержания и ремонта погрузочно-разгрузочных машин, охраны труда и природы. Предметом изучения данной дисциплины является одним из важных профилирующих для инженера по организации дорожного движения на транспорте. Целью подготовки студента по этому предмету является его успешное выполнение обязанностей в соответствии с квалификационной характеристикой данного профиля.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны: иметь представление: - о мероприятиях, направленных на развитие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта, автотранспорта, речного и морского флота; знать: - характеристику и организацию погрузочно- разгрузочных работ и складских операций и их значение в перевозочном процессе; - хорошо знать современные погрузочно - разгрузочные машины, оборудование и средства автоматизации; Задачи дисциплины
уметь: - уметь организовать высокоэффективное производство погрузочно-разгрузочных работ и складских операций; приобрести практические навыки: - планирования складских операций; - организация производств погрузочно-разгрузочных работ и складских операций.
Введение Транспорт является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру экономики. В силу сырьевой направленности экономики Казахстана, а также обширной территории республики железнодорожный транспорт играет ключевую роль в транспортно-коммуникационном комплексе нашего государства. На долю железнодорожного транспорта приходится 65% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в Республике Казахстан.
Железнодорожный транспорт – одна из крупнейших отраслей народного хозяйства в Казахстане. Промышленный транспорт - это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. К промышленному относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий.
ТЕМА ЛЕКЦИИ ТЕХНОЛОГИЯ И КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО - РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ С ДЛИННОМЕРНЫМИ И ТЯЖЕЛОВЕСНЫМИ ГРУЗАМИ
1. Характеристика грузов, условия их хранения; 2. Пакетирование длинномерных грузов; 3. Грузозахватные устройства; 4. Средства механизации при перегрузке тяжеловесных грузов; 5. Схемы комплексной механизации при переработке тяжеловесных и длинномерных грузов. План лекции:
1 Характеристика грузов, условия их хранения К тяжеловесным относят грузы массой в одном месте свыше 500 кг: станки, трансформаторы, автомобили, трактора и другие изделия машиностроительной промышленности, элементы строительных конструкций. Их, как правило, перевозят на открытом подвижном составе (платформах и полувагонах). К тяжеловесным грузам можно отнести прокат черных и цветных металлов и изделия их них, перевозимые пакетами как на открытом подвижном составе, так и в крытых вагонах.
Длина многих тяжеловесных грузов свыше мм. Такие грузы называют длинномерными, к которым можно отнести рельсы, балки, железобетонные конструкции, колонны и т.п. Значительное количество таких грузов перегружается на грузовых опорных станциях железных дорог. На грузовых станциях тяжеловесные грузы обычно хранят на открытых площадках. Площадки специализируют по отправлению и прибытии, роду груза и направлениям перевозок. Площадки для перевозки и хранения тяжеловесных и длинномерных грузов устраивают аналогичными контейнерным площадкам.
Машины и другие изделия при выгрузке на них устанавливают на деревянные или металлические подкладки толщиной 15…20 мм. Между тяжеловесными грузами оставляют свободные проходы шириной не менее 1 м для осмотра и застройки при перегрузке. При малой грузопереработке площадку для тяжеловесных грузов совмещают с контейнерным пунктом. На ряде станций предусматриваются объединенные площадки для тяжеловесных, длинномерных и лесных грузов. Металлы и металлоизделия подразделяют на черные (чугун, прокат, трубы, рельсы и др.) и цветные. Их хранят на открытых площадках и в закрытых складах по сортам, маркам, размерам и профилям (в штабелях и на стеллажах).
Профильную сталь крупных сечений и рельсы укладывают на открытых площадках в штабеля высотой до 1 м (вручную) и до 3…4 м при механизированной работе. В первом случае ширина штабеля 2…3 м, а во втором – 4…5 м. Штабеля профильной стали размещают на деревянных прокладках толщиной не менее 100 мм, такие же прокладки укладывают и между двумя-тремя рядами. Листовую сталь хранят в штабелях или на специальных стеллажах с опорными стойками. Установка на ребро в стеллажи с опорными стойками обеспечивает лучшее использование площади открытой площадки и облегчает грузовые операции. Сортовую мелкую профильную сталь и трубы малых диаметров хранят на крытых платформах или на стеллажах.
Кратковременно допускается хранить эти изделия и на открытых площадках. Среднюю и мелкосортовую сталь помещают в обычные стеллажи-ячейки. Арматурную сталь укладывают по сортаменту в штабеля высотой 1…1,2 м. Чугунное фасонное литье и трубы больших диаметров располагают на открытых площадках по сортам, размерам и форме. Чугунные трубы укладывают в три-четыре яруса прямыми рядами с деревянными прокладками между ярусами или в клетки с чередованием раструбов в разные стороны. Трубы газовые хранят на крытых платформах в стояках или на клеточных стеллажах.
Готовые металлические конструкции складируют на открытых площадках в штабеля, высота которых не должна превышать 2 м. Между штабелями оставляют проходы шириной не менее 1,2 м. При хранении конструкций в вертикальном положении против каждого штабеля устанавливают опорные столбы, закапывая их в землю через 2…3 м друг от друга. На складах с годовой перерабатывающей способностью 50 тысяч тонн эффективно применение козловых кранов. Для складов с годовой перерабатывающей способностью 100, 150, 250 тысяч тонн эффективность применения козловых и мостовых кранов примерно одинакова. На грузовых районах станций для металлопродукции выделяются специализированные площадки, оснащенные козловыми электрическими кранами с грузоподъемностью 10 т.
Для металлопродукции, требующей закрытого хранения, можно использовать два типа закрытых складов в зависимости от размеров и массы грузового пакета или места. Закрытый склад первого (кранового) типа (см. рисунок 1) предназначен для приема, хранения и выдачи высококачественной стали, стальных труб тонкого листа и троса, прибывающих в пакетах, пачках или барабанах массой 8 т при длине отдельного места до 8 м. Разгрузка вагонов, выдача продукции, складирование в штабеля выполняются при помощи мостовых кранов. Закрытый склад второго (рампового) типа (рисунок 2) принят для складирования крепежных изделий, сетки, проволоки, ленты, электротермических ферросплавов и других метизов массой одного места не более 1 т, поступающих в крытых вагонах.
Рисунок 1 - Закрытый склад металлопродукции, оборудованный мостовыми кранами
Рисунок 2 - Закрытый склад метизов, оборудованный кранами-штабелерами
Разгружают их на наружную рампу и затем электропогрузчиками подают внутрь склада. В складе применяют электропогрузчики и подвесные кран-балки грузоподъемностью 1 т, краны-штабелеры грузоподъемностью 1 т. В закрытом складе металлопродукция хранится на специализированных площадках, оборудованных стеллажами или опорами для штабелирования. Высота хранения при участии стропальщика в застройке и отстрочке грузов принята 1,5…2,0 м, а при использовании кранов-штабелеров или автопогрузчиков – 4,5…7,0 м.
Мелкосортовую круглую сталь и трубы малого диаметра формируют в круглые или шестигранные пакеты (рисунок 3, а). Масса таких пакетов от 3 до 5 т, а длина от 6 до 9 м. Пакеты обвязывают стальной лентой и круглозвенными цепями. Вместо них можно использовать многооборотные стропы из полосовой стали. Это позволяет в 3…5 раз уменьшить удельный расход металла на пакет по сравнению с одноразовыми обвязками. Уголки и другой мелкосортный прокат фигурного профиля формируют в пакеты круглого или шестигранного сечения. 2 Пакетирование длинномерных грузов
Двутавровые балки, швеллера и металлические трубы среднего диаметра формируют в пакеты прямоугольной или квадратной формы с обвязкой полужесткими многооборотными стропами (Рисунок 3, б). Пакет длиной 12 м из двутавровых балок 18 имеет массу 10 т. В четырехосном полувагоне или на платформе размещается шесть пакетов в два яруса по три в каждом ряду. Листовую сталь соединяют в пакеты (пачки) с помощью несущих скоб, многооборотных строп или кассет (Рисунок 3, г). Чушки цветных металлов пакетируют на поддонах и без них (Рисунок 3, д).
Рисунок 3 - Пакеты: а – мелкосортной круглой стали; б – двутавровых балок; в – металлических труб; г – листовой стали; д – чушек цветных металлов; е – медных катодов а)б)в) г) д)е)
3 Грузозахватные устройства Тяжеловесные грузы перегружают универсальными и специализированными грузозахватными приспособлениями. Универсальные сборные одно-, двух-, трех- и четырехстренговые без траверсы и с траверсой устройства (рисунок 4) применяют для различных грузов (листов, панелей, труб и др.). Максимальная грузоподъемность их соответственно 30, 50 и 125 т без траверсы; 50 и 150 т с траверсой. Специализированные грузозахватные приспособления предназначены для одной или нескольких групп тяжеловесных грузов. В качестве приспособлений используют захват для труб, полуавтоматический захват для рулонов листовой стали, автоматический клещевой захват для слитков, комбинированный захват для пакетов листовой стали, магнитно-грейферный захват для пакетов прутковой стали, вакуумные захватные устройства для перегрузки немагнитных материалов (рисунки 5, 6, 7, 8, 9).
Рисунок 4 - Универсальные сборные грузозахватные приспособления: 1 – петля; 2 – соединительное звено; 3 – канатная тяга; 4 – крюк (захват); 5 – траверса; 6 – петлевой захват
Рисунок 5 - Захват для труб
Рисунок 6 - Полуавтоматический захват для рулонов листовой стали
Рисунок 7 - Автоматический клещевой захват для слитков
Рисунок 8 - Комбинированный захват для пакетов листовой стали и магнитно-грейферный захват для пакетов прутковой стали
Рисунок 9 - Рамно-строповые захваты: а - для крупногабаритных грузов и тракторов; б – для автобусов и автомобилей при захвате за шасси; в – то же при захвате за колеса
4 Средства механизации при перегрузке тяжеловесных грузов Для выгрузки тяжеловесных грузов, перевозимых в крытых вагонах, в крытые склады или под навесы применяют вилочные электро- и автопогрузчики. Кроме того находят применение козловые краны и различные виды стреловых кранов. На подъездных путях промышленных предприятий находят применение стреловые поворотные краны на железнодорожном, автомобильном и пневмоколесном ходу. Они эффективны для погрузки-выгрузки различных грузов и когда погрузочно-разгрузочные фронты находятся в разных мессах. В цехах готовой продукции заводов широкое применение получили мостовые краны. На базах и открытых складах применяют башенные краны-погрузчики.
Для перегрузки и хранения длинномерного проката в крытых складах применяются краны-штабелеры мостового типа и стеллажные. При перегрузке тяжеловесных и длинномерных грузов в речных и морских портах с одного вида транспорта на другой применяют стреловые портальные, полупортальные и башенные краны. Они позволяют значительно увеличить высоту подъема груза и зону обслуживания краном. Продукцию рельсо-балочных цехов укладывают кранами на стеллажи. Емкость стеллажей рассчитывают на суточный объем отгрузки. Погрузочно-разгрузочные работы с рельсами и балками выполняют, как правило, мостовыми кранами, оборудованными специальными захватными устройствами.
Длинномерный сортовой прокат при временном хранении на открытых складах укладывается в стоечные стеллажи или в специальные металлические скобы, которые удобны для захвата груза при перегрузке. Более эффективны закрытые склады со стеллажными кранами, где прокат хранится в пакетах и на поддонах. Поддоны изготавливаются из листовой стали в виде желобов прямоугольного сечения.
5 Схемы комплексной механизации при переработке тяжеловесных и длинномерных грузов Типовой технологический процесс рекомендует на железнодорожных станциях с массовым поступлением тяжеловесных и длинномерных грузов оборудовать специализированные площадки, оснащенные козловыми кранами со специализированными грузозахватными устройствами. Схемы комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ представлены на рисунках 10,11. Если грузов прибывает до трех вагонов в сутки, то можно использовать автомобильные краны и автопогрузчики, оснащенные сменными грузозахватными устройствами.
Рисунок 10 - Схема комплексной механизации погрузочно- разгрузочных работ с использованием кранов: 1 – вагон; 2 – стреловой кран; 3 – штабеля груза; 4 – автомобиль; 5 – автомобильная дорога
Рисунок 11 - Схема комплексной механизации погрузочно- разгрузочных работ с длинномерными и тяжеловесными грузами: 1 – козловой кран; 2 – вагоны; 3 – автомобиль; 4 – штабеля; 5 – площадка для складирования; 6 – автомобильная дорога
Благодарюзавнимание!