Особенности методологической рефлексии (в традиции ММК) и формы ее организации В.Л. Данилова
Проблемный контур обсуждения темы конференции Нормы методологической коммуникации требуют от меня не только обсудить выбранную тему по содержанию, но и указать рамки, в которых обсуждение этой темы осмысленно, и тот специфический ракурс, из которого я ее обсуждаю. Такими рамками является для меня с одной стороны, проблема трансляция методологической культуры, с другой – проблема институционализации методологического мышления. Очевидно, что включение темы в такой проблемный контур требует сложной организации рассуждения, которое должно с одной стороны «зачерпывать» опыт методологической работы, а с другой стороны, опираться на ряд внешних по отношению к этому опыту аналитических позиций. Я предлагаю следующее пространство обсуждения темы моего доклада (на мой взгляд, оно может использоваться и в обсуждении других докладов на этой конференции теми, кто принимает указанные выше рамки).
Пространство обсуждения темы доклада 1
Выбор тематизма Иными словами мы оказываемся перед необходимостью отстранения от того целостного события ММК, опыт которого несут в себе участники. Мы должны проанализировать (расчленить) эту целостность для различения в ней существенного и несущественного, актуального сейчас и исторически прошедшего, для выделения единиц трансляции («норм») и ситуаций, требующих нормировки и т.д. Ориентация на разные аспекты интеллектуальной и духовной культуры и озабоченность различными аспектами будущего задает разные тематизации в обсуждении опыта ММК и требует использования средств различных подходов и дисциплин. Я ориентируюсь на культуру философской антропологии и рассматриваю опыт ММК в этом ракурсе. С другой стороны рассмотрение исторических кейсов институционализации убеждает меня в том, что возникновение нового интеллектуального института с необходимостью предполагает оформление нового образа жизни (т.е. новых норм индивидуального поведения и социального взаимодействия). Следовательно, и при техническом отношении к институционализации этот аспект необходимо отслеживать и проектировать.
Цель и первоначальная предметизация Целью обращения к антропотехнической и социотехнической стороне опыта ММК должен стать, на мой взгляд, анализ тех «человеческих» характеристик (индивидуальных и социальных), которые являются условием реализации специфических для методологии форм организации мышления. А перспективным предметом рассмотрения является рефлексия и сложившиеся на семинаре и ОДИ средства и формы ее организации, поскольку эти формы с необходимостью являются двунаправленными: с одной стороны они задают объективированное пространство мыслительной работы, с другой – требования к самоопределению участников (и соответственно – требования к их рефлексивным компетенциям).
Особенности методологической рефлексии 1.Соотнесение через рефлексию разномасштабных и разноприродных единиц мыследеятельности – действия и мышления, индивидуального и универсумального, индивидуального и коллективного. Наиболее характерной является связка между пристрастным действием в ситуации и предельно десубъективированной универсумальной деятельностью. 2.Организация рефлексии ортогональными схемами (соответственно требование по меньшей мере двух контуров рефлексии).
Соотнесение (связь) через рефлексию разномасштабных единиц Массовое Действие Мышление Индивидуальное
Схема организации рефлексии через 3 ортогональные доски
Значение этих особенностей для индивидуального самоопределения и организации взаимодействия Именно в силу этих особенностей рефлексия: 1.обеспечивает скоординированность действий людей в условиях, когда нет сложившихся форм кооперации и/или общих знаний, обеспечивающих согласованность действий, 2.дает человеку возможность трансцендировать за пределы индивидуальной жизни и опыта.
Средства организации методологической рефлексии По-видимому, необходимым средством осуществление рефлексии такого рода является идея позиции и графема «человечка» на схеме. Более подробно это обсуждал в тезисах, присланных на 1 конференцию по схематизации А.Г.Раппопорт (Раппопорт А. Г. «Человечки» на схемах Теории деятельности. А условием того, что такая рефлексия будет осуществляться – участие в гетерархировано организованном взаимодействии, направленном на практическую реализацию идеальной конструкции (и решение возникающих на этом пути проблем).
Нужны новые игры? Возможно ли (и как) систематически воспроизводить такую организацию индивидуального самоопределения, общественной коммуникации и совместной деятельности, которая по своей рефлексивной организации служила бы материалом-носителем для методологического мышления? В годы эту функцию выполняли интеллектуальные методологические игры (ИМИ). В 80-е годы эту функцию выполнили организационно-деятельностные игры (ОДИ). Что может выполнять эту функцию сейчас?