Российское энергетическое агентство Предложения по совершенствованию требований к энергетическому обследованию, саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и энергоаудиторам январь 2012 г. Руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликов Алексей Викторович
Российское энергетическое агентство Основные проблемы реализации требований по проведению обязательного энергетического обследования Недостаточная квалификация физических лиц, осуществляющих проведение энергетического обследования, отсутствие контроля за их деятельностью Противоречивые требования по составлению энергетического паспорта, отсутствие требований к отчетам по результатам энергетического обследования 2 2 Недостаточное финансирование проведения энергетического обследования и низкая активность заказчиков по выполнению требований законодательства 3 3 Несбалансированность требований, предъявляемых к различным субъектам, для которых проведение энергетического обследования является обязательным 4 4 Декоративная роль саморегулируемых организаций в области энергетического обследования 5 5 Срыв сроков проведения обязательных энергетических обследований, низкое качество результатов их проведения
Российское энергетическое агентство Какие пробелы и проблемы в правовом регулировании еще предстоит решить в области проведения энергетических обследований -ввести систему аттестации энергоаудиторов – физических лиц, установить требования к их квалификации, создать реестр энергоаудиторов -дифференцировать требования по срокам и объему проведения энергетического обследования в зависимости от объема потребления энергетических ресурсов -предоставление права заполнять энергетические декларации вместо энергетического паспорта для организаций с незначительным и нулевым энергопотреблением -детализация требований к результатам обследования, предоставление права составлять несколько энергетических паспортов – на каждое обособленное подразделение, -детализация порядка проведения энергетического обследования в жилищном фонде и на основании проектной документации -возложение полномочий по контролю правильности составления энергетических паспортов на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти -ужесточение требований к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их членам, стандартам и правилам данных организаций Основные предложения по развитию законодательства:
Российское энергетическое агентство Создание системы аттестации энергоаудиторов – физических лиц -повысить качество проведения энергетических обследований и их результатов, исключить случаи мошенничества на рынке энергетического обследования Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -создание единого аттестационного центра на принципах независимости, открытости, самофинансирования -проверка квалификации энергоаудиторов в форме проведения квалификационных экзаменов -введение системы функцинальной и отраслевой квалификации и квалификационных категорий -установление порядка проведения квалификационного экзамена и требований к квалификации энергоаудиторов -создание реестра энергоаудиторов, а также определение порядка его ведения Федеральный закон от ФЗ "Об аудиторской деятельности" Практический опыт реализации механизма аттестации в области аудиторской деятельности позволяет его распространить на сферу проведения энергетического обследования
Российское энергетическое агентство Требования по срокам и объему проведения энергетического обследования в зависимости от объема потребления энергетических ресурсов -сбалансировать требования по проведению энергетического обследования в отношении различных категорий потребителей энергетических ресурсов, установить реальные сроки для проведения обязательного энергетического обследования Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -увеличить конечные сроки проведения первого обязательного энергетического обследования – от 1 июля 2014 года до 1 июля 2016 года для различных субъектов -увеличить сроки повторного проведения энергетического обследования – от 5 до 10 лет для различных субъектов -ввести понятия инструментального и экспресс обследования в целях дифференциации объема проведения энергетического обследования для различных субъектов -детализировать требования к объектам, которое подлежат обследованию (здания, строения, сооружения, транспортные средства и иные объекты, находящееся на балансе, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, за исключением объектов, находящихся на реконструкции и капитальном ремонте…)
Российское энергетическое агентство Энергетические декларация для лиц, которые либо не потребляют либо потребляют незначительный объем энергетических ресурсов -исключение из числа лиц, для которых проведение энергетического обследования является обязательным, субъектов, для которых проведение полного квалифицированного энергетического обследования является нецелесообразным (доля которых в энергобалансе незначительна) Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -предоставить субъектам с нулевым или незначительным энергопотреблением предоставляется право составлять энергетические декларации вместо проведения энергетического обследования (большое число учреждений, находящихся во встроенно- пристроенных помещениях, в помещениях многоквартирных домов и т.д.) -энергетические декларации заполняются самостоятельно субъектами и направляются ежегодно в Минэнерго России -исключить административную ответственность за несоблюдение требований о проведении обязательного энергетического обследования в установленные сроки для лиц, которые реализовали право на заполнение энергетической декларации
Российское энергетическое агентство Требования к результатам энергетического обследования -повышение качества результатов энергетического обследования и возможностей их использования для осуществления практических мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -предоставление права составлять несколько энергетических паспортов – на каждое обособленные структурные подразделения, центральный аппарат и сводный паспорт (решение проблемы с энергетическим обследований крупных организаций, таких как ОАО «РЖД», ФГУП «Почта России» и др.) -установление требований о разработке одновременно с энергетическим паспортом отчета о проведении энергетического обследования и о предоставлении его копии в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования -установление требований о разработке программы в области энергосбережения и повышении энергетической эффективности по результатам энергетического обследования
Российское энергетическое агентство Энергетическое обследование в жилищном фонде и на основании проектной документации -устранение противоречий в законодательстве и установление четких требований к проведению энергетического обследования многоквартирных домах, а также требований к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -включить лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, обособленно в перечень лиц, для которых энергетическое обследование является обязательным, и детализировать требования применительно к жилищному фонду -включить оплату проведения энергетического обследования многоквартирного дома в структуру оплаты за содержание и ремонт общего имущества -предусмотреть отдельные формы для многоквартирных домов в требованиях к энергетическому паспорту многоквартирного дома -разрешение противоречий между градостроительным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в части составления энергетического паспорта на основании проектной документации
Российское энергетическое агентство Контроль качества проведения энергетического обследования -повысить качество проведения энергетического обследования и обеспечить охрану законных интересов заказчиков проведения энергетического обследования Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -предоставить право Ростехнадзору проверять не только наличие энергетического паспорта, составленного по результатам проведения энергетического обследования, но также его соответствие требованиям законодательства -возложить на саморегулируемые организации в области энергетического обследования прямые обязанности по проверке качества проведения энергетического обследования на основе отчетов о проведении энергетического обследования -предоставить Минэнерго России право применять к саморегулируемым организациям в административные санкции в случае ненадлежащего выполнения ими обязанности по проверке качества проведения энергетического обследования -предусмотреть субсидиарные меры ответственности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования перед заказчиками
Российское энергетическое агентство Требования к саморегулируемым организациям в области энергетического обследования и их членам -повысить роль саморегулирования в области энергетического обследования и эффективность деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования Основная цель: Предложения по совершенствованию законодательства: -установить единые требования к составу и содержанию стандартов и правил саморегулируемых организаций в области энергетического обследования -установить требования к опубликованию стандартов и правил саморегулируемых организаций на их официальных сайтах -установить требование о наличии в штате саморегулируемых организаций аттестованных энергоаудиторов (в целях проверки качества проведения обследования) -исключение возможности проведения энергетического обследования лицом в отношении себя лично -определить роль ассоциаций саморегулируемых организаций в области энергетического обследования как методических центров
Российское энергетическое агентство СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Руководитель Департамента развития законодательства в области энергетики и инноватики ФГУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России Туликов Алексей Викторович