В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О ТА на тему: «Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы» Выполнила: Фролова Л.В.
Актуальность темы определяется социальной значимостью рассматриваемой проблемы, которая контрастирует с ее слабой изученностью. В отечественной литературе практически нет исследований, специально посвященных психолого- педагогическому анализу отношений детей в разновозрастных группах. В то же время число разновозрастных групп в детских садах в последние годы неуклонно растет. На восполнение этого существенного пробела направлено исследование.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать эффективность подобранных педагогических условий формирования гуманных отношений к сверстникам у дошкольников разновозрастной группы.
В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать научную литературу с целью выявления педагогических условий способствующих формированию гуманных отношений к сверстникам у дошкольников в разновозрастной группе. 2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения сформированности гуманного отношения у детей дошкольного возраста. 3. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию гуманных отношений к сверстникам у дошкольников разновозрастной группы. 4. Выявить динамику формирования у детей дошкольного возраста гуманного отношения.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что работа с дошкольниками в определенном направлении, может воспитать у них гуманное отношение к сверстникам, которым будут они руководствоваться в своей дальнейшей жизни.
Объект исследования: социально-личностное воспитание дошкольников. Предмет исследования : процесс формирования гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1. Теоретический анализ научной литературы; 2.Опрос. 3. Педагогическое наблюдение. 4. Педагогический эксперимент. 5. Методы математической обработки результатов.
Теоретические аспекты проблемы Проблеме взаимоотношений детей в различных возрастных группах детского сада посвящены исследования, проведенные в лаборатории нравственного воспитания академии ПН СССР под руководством В.Г. Нечаевой. Отдельные вопросы взаимоотношений детей со сверстниками освещаются в трудах А.И. Аржановой, А.В. Булатовой, В.А. Горбачевой, Г.Н. Ибрагимовой. Л.С. Выготского, а также М.Монтесори. Значительный вклад в разработку проблемы внесли исследования Л.А. Пеньевской, A.M. Виноградовой, И. С. Деминой, Л. П. Князевой, Л.П. Стрелковой, А.Д. Кошелевой, И.В. Княжиной, Т. В. Черник и др.
Совместная деятельность детей в разновозрастной группе
Уровень сформированности гуманных отношений у дошкольников разновозрастной группы изучался с помощью методов (основываясь на материал работы Марковой Т.А): 1. Проведение беседы с детьми поискового характера. 2. Проведение беседы с незаконченными ответами. 3. Наблюдение за поведением детей во время сюжетно-ролевых игр и их анализ.
Этапы опытно-экспериментальной работы I ЭТАП – констатирующий. Выявление уровня сформированности гуманных отношений у детей дошкольного возраста на начальном этапе. II ЭТАП – формирующий. Разработка и реализация ряда мероприятий по формированию гуманных отношений у детей дошкольного возраста разновозрастной группы. III ЭТАП – контрольный. Проведение повторного диагностического исследования для определения уровня сформированности гуманных отношений у детей дошкольного возраста разновозрастной группы с целью выявления положительных тенденций.
Уровень сформированности представлений о гуманных взаимоотношениях и проявление их в ходе взаимодействия в сюжетно-ролевых играх на констатирующем этапе Уровень сформированности гуманных отношений Количество детей В % соотношении Высокий 420 Средний 1050 Низкий 630
Уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей на констатирующем этапе
Педагогическая работа по формированию гуманных отношений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы на формирующем этапе Работа с родителями: Обогащение реального опыта родителей в активном сотрудничестве с ДОУ. Обучение способам и методам взаимодействия с ребенком в режиссерской игре в условиях семьи. Правильная организация предметной среды. Активизирующее общение воспитателя и родителей.
Педагогическая работа по формированию гуманных отношений у детей дошкольного возраста в условиях разновозрастной группы на формирующем этапе Проект взаимодействия «Давайте поиграем» Проведение сюжетно-ролевой игры «Семья» Проведение игры «Продолжи рассказ» Чтение художественной литературы. Проведение сюжетно-ролевой игры "Больница". Рассматривание картины «Нечаянная оплошность» Задание - игра «Продолжи рассказ»
Сюжетно-ролевые игры
Совместные игры старших с младшими детьми
Сформированность представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей на контрольном этапе Уровень сформированности гуманных отношений Количество детей В % соотношении Высокий 1260 Средний 840 Низкий 00
Сформированность представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей на контрольном этапе.
Динамика развития сформированности гуманных отношений детей в сюжетно-ролевых по итогам двух этапов.
Организация общего труда
Заключение: Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры. Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены. Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре. Создание данных условий может способствовать формированию: 1)нравственных качеств; 2)волевых качеств; 3)этических норм и представлений. Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности. В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.
Спасибо за внимание!