Майя Михайловна Плисецкая
М.М.Плисецкая Великая советская российская артистка балета, педагог, балетмейстер, солистка Государственного академического Большого театра СССР, народная артистка.
Биография Родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого ( ) и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой ( ), сестра и брат которой, Суламифь и Асаф Мессереры, были профессиональными танцовщиками. Детство Плисецкой прошло на острове Шпицберген. В 1937 году отец и мать были репрессированы. Плисецкую воспитывала тетка С.Мессерер, которая привела её в Московское хореографическое училище. После его окончания училища в 1943 году (педагоги Е.П.Гердт и М.М.Леонтьева) Плисецкая была принята в Большой театр и очень быстро стала его ведущей балериной.
КАРЬЕРА В 1945 году стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» С.С.Прокофьева), затем в 1959 году с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» С.С.Прокофьева. Среди лучших ролей: Мехменэ Бану («Легенда о любви» А.Д.Меликова, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Ж.Бизе и Р.К.Щедрина, 1967), Раймонда («Раймонда» А.К.Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И.Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Б.В.Асафьева), Китри («Дон Кихот» Л.Ф.Минкуса), Аврора («Спящая красавица» П.И.Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р.К.Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева). Выступала также в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973), «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979), «Федра» (Балетная труппа театра Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» («Колон», Буэнос-Айрес, 1990).
ТАЛАНТ Плисецкая – универсальная балерина, обладающая редчайшей индивидуальностью и незаурядным сценическим темпераментом. Ей подвластны любые партии: от утонченных лирических героинь (Одетта, Аврора, Лебедь) до острохарактерных, мятущихся героинь (Мехменэ Бану, Кармен, Зарема). Несмотря на свои исключительные данные – большой шаг, сильный и высокий прыжок, виртуозное вращение, необыкновенно гибкие, пластичные руки, красивую длинную шею – перед ней в первую очередь всегда вставала задача проникновения во внутренний образ героини, и это ей почти всегда удавалось. В ней удивительно сочетается яркость эмоциональных контрастов с чистотой линий и совершенством форм.
ТВОРЧЕСТВО В 1959 году ей было присвоено звание «Народный артист СССР». Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера, она поставила балеты: «Анна Каренина» Р.К.Щедрина (1972, Большой театр), «Чайка» Р.К.Щедрина (1980, Большой театр), «Раймонда» А.К.Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Р.К.Щедрина (1985, Большой театр), в которых Плисецкая была первой исполнительницей главной партии.
Плисецкая обладает редчайшим даром: едва появившись на сцене и не сделав еще ни одного движения, она властно приковывает к себе внимание, завораживая зрителей уже самим своим присутствием, внутренней значительностью, магией личности. Неповторимость великой балерины проявилась и в её вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая…». Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору, народному артисту СССР, лауреату Ленинской премии, Государственной премии СССР и РФ Р.К.Щедрину. Специально для Плисецкой он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Ж.Бизе, превратил её в «Кармен- сюиту». ЛИЧНОСТЬ