Психолого-педагогические компетенции педагога ДОУ в свете профессионального стандарта «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений» Рене Декар
компетентный знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области, например, компетентный специалист.
Компетенция круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен.
Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности "понимание детей", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п. Психологическая компетентность входит в структуру общих педагогических способностей.
Понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная, пропорциональная совокупность профессиональных, коммуникативных, личностных свойств педагога, позволяющая достигать качественных результатов в процессе воспитания и обучения воспитанников
Психологическая компетентность необходима специалистам сферы «Человек- человек»; является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма; это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности ;
Психологическая компетентность содержит два основных блока:- интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление. практический (действенный) – психологические умения и навыки.
Кроссворд 1. Негативное проявление упорства вопреки разумным доводам. 2. Постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. 3. Ведущий вид деятельности ребенка. 4. Действие доведенное до автоматизма; формируется путем многократного повторения.
5. Форма проявления познавательной потребности личности, направленная на предмет, который вызывает положительные эмоции. 6. Сенсорный признак осени. 7. Бывает предметной, развивающей, игровой. 8. Ряд последовательно развивающихся событий. В игре – последовательность действий.
Структура психологической компетентности: компетентность в общении интеллектуальная компетентность социально- психологическая компетентность
В модели профессиональной компетентности педагога в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности педагога, которая включает в себя : осведомленность педагога об индивидуальных особенностях каждого ребенка, его способностях, сильных сторонах характера; осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми педагог работает;
Знание процессов происходящих внутри группы между детьми, и как эти процессы содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов; осведомленность педагога об оптимальных методах воспитания и обучения;
Осведомленность о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и своей профессиональной деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Методические приемы Открыто не вмешиваться в распределение ролей игр, тех которые возникли стихийно в группе детей; Подбирать сюжетно-ролевые игры с расчетом, чтобы у детей были равные возможности проявить себя;
Методические приемы Консультирование; Просвещение.
Приемы и техники консультирования Поощрение Активное слушание Информирование собеседника Убеждение Разъяснение Конкретизация ожидаемого результата Укрепление уверенности собеседника
Активное слушание Кивание головой и использование междометий «Ага», «Угу». Дословное повторение основных положений. «Насколько я Вас понял...», Прием уточнения. «Будьте любезны, уточните, пожалуйста...». Переформулирование. Возвращении смысла высказывания при помощи использования других слов. Отражение эмоций. Прямое описание переживаний, которые консультант заметил в поведении клиента: «Вы взволнованы», «Вы расстроены».
Спасибо за внимание!