Здоровье ребенка – зеркало его жизни: формирование ответственного родительства. Презентация тетради любящих родителей. Шаркунова Юлия Владимировна к.п.н., доцент ТОГИРРО
Комплексная программа просвещения и формирования ценностей семейной жизни среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности
«Образ семьи» Семья Социальный институт Определяет степень богатства, насыщенности «образа семьи» : - накопление ребенком разнообразных впечатлений, -приобретение опыта эмоционального переживания семейных ситуаций, -усвоение способов взаимодействия с близкими людьми. - организует обогащение, уточнение, обобщение, корректировку представлений детей о семье, семейном укладе; -организует деятельность детей, дающей выражение чувств детей к родителям, другим членам семьи; -косвенное воздействие на содержание детского «образа семьи» через повышение психолого- педагогической культуры родителей.
Типология нарушений психологического здоровья Стиль активный Время появления и основное содержание внутреннего конфликта Стиль пассивный Защитная агрессивность Младенчество. Чувство небезопасности стремление к безопасности Страх уничтожения Деструктивная агрессивность Ранний возраст. Чувство несвободы, зависимости стремление к самостоятельности Социальные страхи Демонстративная агрессивность Дошкольный возраст. Чувство одиночества стремление к близости, сопричастности Страх самовыражения Компенсаторная агрессивность Младший школьный возраст. Чувство неумелости, неполноценности стремление к ощущению собственной значимости, ценности Страх взросления Отрицающая агрессивность Подростковый возраст. Чувство тревоги от размытости «Я» стремление ощутить целостность «Я» Страх самоопределения
Формирование семейных ценностей у детей различного возраста Первый этап: «Радость жизни в семье». Дошкольный возраст. Второй этап: «Опыт родительской семьи». Младший школьный возраст. Третий этап: «Мир чувств и отношений: товарищество, дружба, любовь». Младший и средний подростковый возраст. Четвертый этап: «Семья и общество. Эстафета поколений». Старший подростковый и младший юношеский возраст.
ИЗ ДНЕВНИКА ПОСЛЕДНЕЙ РУССКОЙ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ РОМАНОВОЙ Еще один важный элемент семейной жизни - это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках. Любезность в доме не формальная, а искренняя и естественная. Радость и счастье нужны детям не меньше, чем растениям нужен воздух и солнечный свет. Самое богатое наследство, которое родители могут оставить детям, это счастливое детство, с нежными воспоминаниями об отце и матери. Оно осветит грядущие дни, будет хранить их от искушений и поможет в суровых буднях жизни, когда дети покинут родительский кров. "Пусть дом ваш будет, как сад, Где радость звенит в голосах ребят, И детство наполнено счастьем".
Модели для подражания (Носсрат и Хамид Пезешкиан) Отношения родителей к ребенку – отношение к себе. Отношения родителей к друг другу – отношения с противоположным полом. Отношения родителей к друзьям (коллегам) – отношения с окружающими Отношения родителей к пра- родителям – мировоззрение.
Возможные мотивы и причины плохого поведения (Рудольф Дрейкурс) Привлечения внимания Борьба за власть, или Кто у нас главный? Месть, или Я хочу тебя наказать Уклонение или избегание неудачи
Социальная среда развития
В соответствии с компонентами психического здоровья можно определить основные направления воздействия родителей: а) умения любить себя и другого человека, б) личностной рефлексии, в) потребности в саморазвитии, г) возрастных новообразований, д) основных социальных ролей.
ПИСЬМО ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ! Милые мамы! Уважаемые папы! Дорогие бабушки и дедушки! Дети – они всегда дети. И каждый из них (в тайне от всех) мечтает, что в ближайшее время он обязательно будет сильнее, смелее и лучше учиться. Ребёнку очень хочется быть успешным, замеченным, отмеченным окружающими его людьми и, в первую очередь, конечно, родителями. В этом его детское счастье! Каждый ребенок уникален в своем развитии. И главная задача родителей принимать его таким, какой он есть, со всеми его «минусами» и «плюсами». Любой ребенок в первую очередь, нуждается во внимании, заботе и любви. И никакие на свете игрушки не заменят детям их родителей. И Вашему ребёнку обязательно повезёт, если Вы, взрослые, договоритесь между собой: · замечать и отмечать в Вашем ребёнке всё доброе и хорошее; · искренне интересоваться его жизнью; · быть рядом и оказывать поддержку в минуты его неудач; · обязательно хвалить и за большие, и за маленькие успехи! А ещё любить и верить. Любить безусловной любовью и верить в его способности, в его таланты, верить в самого ребёнка. И у него всё получится.