Педагог-психолог Абрамович Анна Анатольевна Проблемное обучение - средство обогащения субъектного опыта ребенка-дошкольника Департамент образования города Москвы Юго-Восточный административный округ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа с этнокультурным русским компонентом образования 1148 имени Ф. М. Достоевского"
Проблемное обучение средство развития воображения, творческих способностей личности ребенка-дошкольника
СОВРЕМЕННЫЙ РЕБЕНОК: РАЗВИТЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ УМНЫЙ ЭРУДИРОВАННЫЙ РАСКРЕПОЩЕННЫЙ ИМПУЛЬСИВНЫЙ КАПРИЗНЫЙ ПЛАКСИВЫЙ ДРАЧЛИВЫЙ АГРЕССИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫЙ ВОСПИТЫВАЕМЫЙ ТЕЛЕВИЗОРОМ
Детское воображение – это, прежде всего, творчество. Воображение ребенка тесно связано с действительностью, и первая форма связи заключается в том, что материалом детской фантазии являются знания и представления ребенка об окружающем его мире.
Д.И. Фельдштейн «Определяя свои исходные позиции при построении своих отношений с детьми как субъект-субъектные, провозглашая, что ребенок – это субъект, фактически, реально мы, взрослые, относимся к ребенку как к объекту, на который направлены наши воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку, а не о взаимодействии».
Использование проблемных ситуаций в процессе занятий – это путь к развитию познавательной активности, путь к творчеству, самостоятельности. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску. А это значит, что войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Развитию творческого воображения способствуют различные виды деятельности
В структуру творческих сюжетных игр с использованием проблемных ситуаций входят: фантазирование; изодеятельность (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач); психогимнастика (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности), техники и приемы саморегуляции; сказкотерапия (по методике Т.Д. Зинкевич и А.М. Михайлова); элементы групповой дискуссии.
«Дорисовывание фигур»
Создание рисунка «Несуществующее животное»
Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать на самые разнообразные темы: «Если бы я стал невидимым» (для чего использовал бы это свойство?») «Если вдруг игрушки оживут и заговорят» (о чем они могут рассказать?)
«Сочинение сказок» (с использованием элементов пескотерапии, конструирования) «Сказки наизнанку» «Сказка со сменой места действия» «Сказки задом наперед»
Метод противоречия «Хорошо или плохо» Постановка проблемы: «Вы знаете что такое телевизор? Телевизор – это хорошо или плохо?»
радио сломается - можно новости узнавать; мультфильмы можно смотреть; можно про науку узнавать; в Новый год куранты показывают; компьютер сломается, можно приставку подключить и играть в игры.
глаза болят; голова болит; фильмы плохие показывают.
«Телевизор будущего» Он тонкий, чтобы места было много. Он светит на белое полотно прожектором, поэтому от него не будет излучения. Он безвредный, а именно, от него не болит голова, и не болят глаза. А еще по нему показывают добрые хорошие фильмы.
«Перевоплощение» Заботливый петух, который ищет зернышки для курочки и цыплят
«Сторожевой пес»
Создание проблемных ситуаций в игре показали: Дети становятся более раскрепощенными Не боятся отвечать на поставленные вопросы Увеличение познавательной активности Дети мыслят более широко и творчески
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций Не боится выражать свое «Я» Вс тупает в диалог со своим «Я» Предвидит последствия своих действий Оценивает результат, планирует новый Производит свободный выбор СТУПЕНЧАТОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА К ОСОЗНАНИЮ СЕБЯ
«Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только создать условия для того, чтобы он этому научился сам». Галилео Галилей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ГБОУ "Школа с этнокультурным русским компонентом образования 1148 имени Ф. М. Достоевского" Директор: Абрамов Роман Юрьевич Старший воспитатель: Николина Людмила Викторовна Сайт: Адрес: Краснодонская ул., дом 4, к.2 Телефон: (495)