Мониторинг развития правового обеспечения системы среднего профессионального образования в рамках федерального закона 273- ФЗ « Об образовании в Российской Федерации » Т. В. РЯБКО, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России
Приоритеты модернизации системы профессионального образования Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 и N 599 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Федеральная целевая программа развития образования на годы Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на годы Федеральный закон 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на годы» Указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 и N 599 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки Федеральная целевая программа развития образования на годы Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на годы Федеральный закон 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на годы» 2
Система законодательства об образовании и уровни мониторинга Цель мониторинга: анализ применения норм Федерального закона и нормативно правовых актов Министерства образования и науки Российской Федерации, а также нормативно правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в практике функционирования системы СПО и в целях реализации ФЗ 273 соответствие Федеральный уровень ( федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, приказы Минобрнауки России) Уровень субъекта Российской Федерации Локальный уровень- уровень профессиональной образовательной организации 3
Формирование базы нормативно - правовых документов по вопросам модернизации СПО Зарегистрировано 84 субъекта Российской Федерации и профессиональных образовательных организаций внесено более нормативно- правовых актов уровня субъекта Российской Федерации и более локальных актов уровня образовательной организации (адрес базы: profpravo.ntf.ru) Субъекты и профессиональные образовательные организации- участники мониторинга 4
Участие в мониторинге субъектов Российской Федерации В базе размещены нормативно- правовые акты (НПА) субъектов Российской Федерации, принятые : в 2013 г. – 525 НПА, в 2014 г. – 1002 НПА, в 2015 г. – 638 НПА Субъекты РФ Сибирского федерального округа Количест во НПА Алтайский край 15 Забайкальский край 8 Иркутская область 30 Кемеровская область 17 Красноярский край 89 Пример: Федеральный округ Количество НПА субъектов РФ Приволжский 546 Центральный 437 Сибирский 322 Южный 247 Северо-Западный 217 Уральский 151 Дальневосточный 139 Северо-Кавказский 68 Крымский 67 5
Участие в мониторинге профессиональных образовательных организаций Федеральный округ Количество образовательных организаций Приволжский 603 Центральный 590 Сибирский 424 Южный 276 Северо-Западный 251 Уральский 207 Дальневосточный 145 Северо- Кавказский 122 Крымский 37 В 2015 году в мониторинге принимали участие более профессиональных образовательных организаций Субъекты РФ СЗФО Количество образовательных организаций Субъекта РФ Архангельская область 38 Вологодская область 27 г. Санкт-Петербург 62 Калининградская область 12 Ленинградская область 25 Мурманская область 17 Ненецкий автономный округ 3 Новгородская область 16 Псковская область 11 Республика Карелия 15 Республика Коми 25 6
Локальные акты профессиональных образовательных организаций Федеральный округ Количество локальных актов Приволжский Центральный Сибирский Южный Северо-Западный Уральский Дальневосточный Северо- Кавказский Крымский В базе правовых актов размещено более локальных нормативных актов, принятых в образовательных организациях 7
В большинстве субъектов Российской Федерации приняты новые законы об образовании. Законы строго соответствуют Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и не имеют противоречий (коллизий) по отношению к действующему законодательству В ряде субъектов законы, соответствующие Федеральному закону 273-ФЗ, приняты как законы о регулировании отдельных отношений/ вопросов в сфере образования; о разграничении полномочий между органами государственной власти в сфере образования Принятие законов об образовании в субъектах Российской Федерации В некоторых субъектах Российской Федерации продолжают действовать старые законы об образовании с внесенными изменениям Имеет место излишняя усложненность в выстраивании механизмов правовой реализации федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ( действуют несколько рамочных законов, регулирующих вопросы экономики образования, гарантирования прав на получение образования, предоставления услуг в сфере образования) - непрозрачность схем взаимодействия и взаимосвязи законов по их юридической силе и приоритету 8
Рекомендации по исключению коллизий, пробелов и несогласованности в законодательстве об образовании субъектов Российской Федерации «Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») Обеспечить проведение правовой экспертизы соответствия действующих региональных законов (закона) в сфере образования на предмет соответствия их Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и другим федеральным законам; Проводить постоянную законотворческую и аналитическую работу по сопровождению процесса совершенствования правовых основ сферы образования Обеспечить проведение постоянного мониторинга законодательной базы сферы образования и правоприменительной практики Сформировать экспертные советы по вопросам анализа законодательных основ сферы образования в регионе Обеспечить проведение правовой экспертизы соответствия действующих региональных законов (закона) в сфере образования на предмет соответствия их Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» и другим федеральным законам; Проводить постоянную законотворческую и аналитическую работу по сопровождению процесса совершенствования правовых основ сферы образования Обеспечить проведение постоянного мониторинга законодательной базы сферы образования и правоприменительной практики Сформировать экспертные советы по вопросам анализа законодательных основ сферы образования в регионе Скорректировать региональную систему законодательства, регулирующего образовательную деятельность, путем издания нового рамочного закона субъекта федерации «Об образовании»; Провести систематизацию и отменить ранее действовавшие законы и иные нормативные правовые акты, которые утратили свою актуальность; Перенести нормы права, не утратившие своего регулятивного значения, во вновь принимаемые акты законодательства Принять меры по приведению в соответствие иных законов, регулирующих сферу труда и занятости, социальных отношений, административного законодательства региона, семейного законодательства и др. в соответствие с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Скорректировать региональную систему законодательства, регулирующего образовательную деятельность, путем издания нового рамочного закона субъекта федерации «Об образовании»; Провести систематизацию и отменить ранее действовавшие законы и иные нормативные правовые акты, которые утратили свою актуальность; Перенести нормы права, не утратившие своего регулятивного значения, во вновь принимаемые акты законодательства Принять меры по приведению в соответствие иных законов, регулирующих сферу труда и занятости, социальных отношений, административного законодательства региона, семейного законодательства и др. в соответствие с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Содержательный контур Организационный контур 9
Развитие правового обеспечения СПО в субъектах Российской Федерации Программы носят комплексный характер, нацелены на решение актуальных и перспективных вопросов модернизации профессионального образования, призваны обеспечить увеличение вклада профессионального образования в, кадровое обеспечение устойчивого и динамичного инновационного развития региональной экономики, повышение востребованности выпускников профессиональных образовательных организаций В большинстве государственных программ субъектов Российской Федерации : учтены все структурные изменения, правовые новеллы и инновационные изменения, произошедшие в системе российского образования и закрепленные в основополагающих нормативных правовых актах федерального уровня; учтены требования статьи 37 Федерального закона от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» о необходимости разработки государственных программ субъекта Российской Федерации с учетом и по аналогии с государственными программами Российской Федерации В большинстве государственных программ субъектов Российской Федерации : учтены все структурные изменения, правовые новеллы и инновационные изменения, произошедшие в системе российского образования и закрепленные в основополагающих нормативных правовых актах федерального уровня; учтены требования статьи 37 Федерального закона от 28 июня 2014 г. 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» о необходимости разработки государственных программ субъекта Российской Федерации с учетом и по аналогии с государственными программами Российской Федерации В ряде субъектов Российской Федерации: необходимо продолжить работу по приведению государственных программ субъектов Российской Федерации в соответствие с аналогичными программами федерального уровня (Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2016 – 2020 годы) В ряде субъектов Российской Федерации: необходимо продолжить работу по приведению государственных программ субъектов Российской Федерации в соответствие с аналогичными программами федерального уровня (Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2011 – 2015 годы, Федеральной целевой программой развития образования на 2016 – 2020 годы) 10
Данные мониторинга Количество нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации, представленных в базе правовых актов (в разрезе федеральных округов) Количество локальных правовых актов, принятых профессиональными образовательными организациями и представленных в базе нормативных актов (в разрезе федеральных округов) Доля профессиональных образовательных организаций, подведомственных органам управления образованием субъектов РФ, в общем количестве ОО, работающих в базе правовых актов profpravo.ntf.ru (в разрезе федеральных округов ) Количество образовательных организаций СПО, зарегистрированных в системе ДФОПФОКФОСЗФОСКФОСФОУФОЦФОЮФО РФ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !