Лектор: Пратура Ольга Сергеевна главный специалист-эксперт учебно-консультационного центра ООО «Тендер-Дон», преподаватель Центра дополнительного профессионального образования РМИЭУ г.Ростов-на-Дону, редактор- эксперт ЭС «ПРОГОСЗАКАЗ.РФ», контрактный управляющий. Тендер-Дон Таганрог 2015 Тендер-Дон Ценообразование контрактов на поставку лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
Тендер-Дон Как следует из ч. 1 ст. 22 Закона 44-ФЗ, при определении и обосновании НМЦК заказчики должны применить один или несколько из следующих методов: - метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); - нормативный метод; - тарифный метод; - проектно-сметный метод; -затратный метод В силу ч. 8 ст. 22 Закона 44-ФЗ, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров подлежат государственному регулированию, заказчиком применяется тарифный метод. В этом случае НМЦК определяется по регулируемым ценам (тарифам) на приобретаемые товары. Правительством Российской Федерации ежегодно утверждается перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП), обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации. С 1 марта 2015 г. действует перечень ЖНВЛП, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от р.
Тендер-Дон Согласно ст. 61 Федерального закона от ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон 61-ФЗ), утверждение перечня ЖНВЛП является одним из элементов системы государственного регулирования цен на лекарственные препараты, входящие в такой перечень. Цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, регулируются государством. Следовательно, при осуществлении закупок таких лекарственных препаратов определение и обоснование НМЦК в силу ч. 8 ст. 22 Закона 44-ФЗ должно выполняться с использованием тарифного метода. Вместе с тем, применение тарифного метода в данном случае связано с определёнными затруднениями. Например, по результатам поиска в реестре предельных отпускных цены на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, в отношении лекарственного препарата с МНН Омепразол, форма выпуска капсулы (капсулы кишечнорастворимые) 40 мг находится 18 результатов (таблица 1). Какие из найденных цен следует брать за основу («тариф») для целей расчёта НМЦК – самую низкую, самую высокую, либо среднюю? Если вычислять среднюю цену, то какое число зарегистрированных предельных отпускных цен следует использовать? Ведь число зарегистрированных предельных отпускных цен на взаимозаменяемые лекарственные препараты может достигать несколько десятков!
п\ п Торговое наименование лекарственного препарата Владелец РУ/производитель/упаковщик/Выпускающий контроль Коли- во в по труп. Предел. цена, руб Цена за 1 капсулу, руб 1. Омепразол- Тева Тева Фармацевтические Предпри- ятия Лтд. - Израиль;Пр.,Перв.Уп.,Втор. Уп.,Вып.к.-Тева Фарма, С.Л.У. - Испа- ния ,403,8 2.ОмезД-р Редди`с Лабораторис Лтд. - Индия 28211,707, УльтопКРКА, д.д., Ново место - Словения 2897,5510, Омепразол Сандоз Лек д.д. - Словения 28319,8111, Ортанол Сандоз д.д. - Словения;Пр.,Перв. Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-Лек д.д. - Словения ,8111, Ультоп КРКА, д.д., Ново место - Словения;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.- ООО "КРКА-РУС" - Россия ,3511, УльтопКРКА, д.д., Ново место - Словения 1465,5611, Ультоп КРКА, д.д., Ново место, Словения - Словения;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.- ООО "КРКА-РУС" - Россия ,0212, Ультоп АО "КРКА, д.д., Ново место", Словения;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.- ООО "КРКА-РУС" - Россия ,9712, Омепразол Сандоз Лек д.д. Словения 14178,7512, Ортанол Сандоз д.д. - Словения;Пр.,Перв. Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-Лек д.д. - Словения. 1478,7512, Омепразол Сандоз Лек д.д. Словения 789,4012, Ортанол Сандоз д.д. - Словения;Пр.,Перв. Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.-Лек д.д. - Словения. 789,4012, Ультоп Вл. - КРКА, д.д., Ново место - Словения; Пр. - ООО "Крка- Рус" - Россия 14178,8012, Ультоп КРКА, д.д., Ново место, Словения - Словения;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.- ООО "КРКА-РУС" - Россия. 1488,6313, Ультоп АО "КРКА, д.д., Ново место", Словения;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.- ООО "КРКА-РУС" - Россия. 1498,0614, Ультоп АО "КРКА, д.д., Ново место", Словения;Пр.,Перв.Уп.,Втор.Уп.,Вып.к.- ООО "КРКА-РУС" - Россия ,4014,26429
Тендер-Дон Письмо Минэкономразвития России от 1 сентября 2015 г. N Д28 и-2506 «…при определении НМЦК при осуществлении закупок ЖНВЛП заказчик применяет тарифный метод. При этом исходя из принципа конкуренции НМЦК рассчитывается как максимальное значение предельных отпускных цен производителей». В случае осуществления закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, мы имеем дело с ситуацией, когда применение тарифного метода определения и обоснования НМЦК в чистом виде является невозможным. Применение тарифного метода предполагает, что регулятором установлена некая единая «жёсткая» цена на приобретаемый товар: заказчику остаётся лишь умножить её на необходимое количество товара, с тем чтобы вычислить НМЦК. Однако в случае лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, могут существовать десятки зарегистрированных предельных отпускных цен на взаимозаменяемую продукцию различных конкурирующих между собой производителей. В такой ситуации мы можем говорить о своеобразном рынке «тарифов». Следовательно, при определении и обосновании НМЦК становится возможным применение «метода сопоставимых рыночных цен», с той поправкой, что определение НМЦК осуществляется не на основании информации о рыночных ценах, а на основании информации о зарегистрированных предельных отпускных ценах на взаимозаменяемые лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП. В этой связи более корректно будет говорить о «методе сопоставления зарегистрированных предельных отпускных цен».
Тендер-Дон Письмо Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N Д28 и-2038 «…при определении НМЦК, а также при подготовке участником закупки предложения о цене контракта на закупку ЖНВЛП к зарегистрированной предельной отпускной цене производителя добавляется налог на добавленную стоимость». В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму налога. При этом в силу подп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, при реализации лекарственных средств налогообложение производится по налоговой ставке 10 %. Однако, как мы видели выше, составной частью государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, является установление в субъектах Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на такие лекарственные препараты. Могут ли применяться указанные надбавки при расчёте и обосновании НМЦК? Минэкономразвития России неоднократно предоставляло разъяснения, содержащие отрицательный ответ: Письмо Минэкономразвития России от 1 сентября 2015 г. N Д28 и-2506 «…при заключении государственных и муниципальных контрактов на поставку лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, цена на указанные лекарственные препараты определяется без учета применения предельных надбавок».
Тендер-Дон Данная позиция объясняется тем, что предельная оптовая надбавка по смыслу ст. 60 Закона 61-ФЗ представляет собой величину, применяемую к фактической отпускной цене производителя (цене, по которой производитель лекарственного препарата осуществляет его отпуск организации оптовой торговли лекарственными препаратами для медицинского применения), а не к зарегистрированной предельной отпускной цене. В связи с изложенным, применение региональной оптовой надбавки к предельной отпускной цене будет некорректным. Пример расчёта НМЦК на основании зарегистрированных предельных отпускных цен на лекарственный препарат с МНН Омепразол, форма выпуска капсулы, капсулы кишечнорастворимые 40 мг с использованием математического инструментария, характерного для метода сопоставимых рыночных цен, приведён в таблице Наименование показателя Значение Средняя цена за 1 капсулу 40 мг, руб.11,92014 Коэффициент вариации 22,3% Необходимое число капсул, шт НМЦК без НДС, руб ,97 НМЦК с НДС 10%, руб ,07
Тендер-Дон Заказчикам следует учитывать особенности ценообразования лекарственных препаратов, входящих в ЖНВЛП, не только при определении и обосновании НМЦК, но также и на этапе заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика. Как следует из ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ, при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень ЖНВЛП, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем процедуры определения поставщика в любой момент до заключения контракта, если: 1) предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована; 2) предлагаемая участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается. Письмо Минэкономразвития России от 10 февраля 2015 г. Д28 и-185 «…С учетом того что участник, признанный победителем аукциона, направляет заказчику вместе с проектом контракта спецификацию, включающую перечень предлагаемых товаров (работ, услуг), в которой указываются их количество, сорт, марка, цена за единицу товара, у заказчика есть возможность отстранить участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае обнаружения, что предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована или предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказался.
Тендер-Дон Аналогичная позиция содержится в письмах Минэкономразвития России от 6 марта 2015 г. Д28 и-474, от 23 сентября 2014 г. Д28 и-1923, от 4 августа 2014 г. Д28 и-1590 и др. Обращаем внимание заказчиков на необходимость принятия решения о применении ч. 10 ст. 31 Закона 44-ФЗ с учётом применяемой участником закупки, с которым заключается контракт, системы налогообложения – в случае, если такой участник является плательщиком налога на добавленную стоимость, то сравнение предложенной им цены с зарегистрированной предельной отпускной ценой соответствующего лекарственного препарата должно осуществляться после уменьшения цены, заявленной участником закупки, на сумму указанного налога.