ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС для формирования учебной самостоятельности школьников ОТКРЫТЫЙ ИНСТИТУТ «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ВОРОНЦОВ А.Б. ФИРМА «МИФОРС» город Ижевск
Понятия, определяющие учебную самостоятельность в образовании Вариативность – это отказ от унификации, возможность выбора всеми участниками образовательного процесса содержания, способов, форм, темпа, уровня и т.п. образования; Индивидуализация – возможность построения САМИМ учащимся собственной (индивидуальной) маршрута, программы обучения (в пределе образования); Индивидуальные образовательные результаты – те необходимые результаты, которые определил учащийся САМ для решения своих личностно значимых, профессиональных, общественных задач; Единое образовательное пространство – пространства многообразия путей достижения целей, поставленных государством и обществом перед образованием.
Вариативность в образовании – главное «завоевание» 90-х годов годы – правильное понимание – вариативность подходов, систем (система РО: Занкова, Эльконина-Давыдова, школа Толстого, Монтессори, Вальдорфская школа, школа Диалог культур. Ключевое слово: ШКОЛА в широком его понимании) 1996 – по настоящее время – неправильное понимание – наличие большого количества УМК и учебников, которые реализуются в традиционной классно-урочной репродуктивной системы образования ВЫБОР ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, учебные пособия ??? ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ???? ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ???? ВЫБОР ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ???
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИЗМЕРЕН ИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫЗОВ 21 века?
Оценивание для развития – влияние на образовательный процесс система должна опираться только на те уровни и критерии, при которых разные ученики смогут развиваться в различном темпе; ученик, как самостоятельный учащийся, должен быть вовлечен в совместное создание его\ее обучения, то есть саморегулируемое обучение; включении учеников в систематический мониторинг их собственного обучения формирующее [поддерживающее] обучение и учебный подход оптимизируют наблюдения учителя, его идеи и понимание того, какой уровень имеют ученики и какие у них есть потребности; у каждого ученика появляется возможность получить необходимые ему время и пространство для изучения и усвоения материала, в отличие от модели быстрого «прохождения» темы ради подтверждения полученного «уровня»; развитии учительского профессионализма через сосредоточение на понимании и использовании дифференцированных сопровождающих практик, развитии активной педагогики и применении инновационных подходов для вовлечения, как учителя, так и ученика, в саморегулируемое обучение
Общая схема «образования для развития» Государственный заказ (ФГОС) Психолого- педагогические основания (научная школа-1) Психолого- педагогические основания (научная школа-2) педагоги, родители (вариативность) цели содержание технология техники Формирующее оценивание (оценивание для обучения) Национальное тестирование с большими ставками ДИДАКТИКА 2.0 «Дельта» индивидуальный прогресс Учебные и внеучебные достижения предъявление
В этом разделе САМ ученик конструирует свои задачи, работы Ученик САМ находит задачи 4-х уровней: диагностический, репродуктивный,рефлексивный, функциональный, творческий В этом разделе ученик получает результаты и рекомендации на СВОИ работы Результаты и рекомендации работ ДЛЯ ученика Материалы для решения задач из библиотеки Графики и таблицы САМ УЧЕНИК ОТБИРАЕТ ЧТО? СКОЛЬКО? КОГДА? ОН БУДЕТ ВЫПОЛНЯТЬ и ЧТО? ПРЕДЪЯВЛЯТЬ НА ОЦЕНКУ
Ученик САМ выбирает предметно-содержательные линии темы, над которыми ему надо работать
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛАОСНОВНАЯ ШКОЛАСТАРШАЯ ШКОЛА Инструмент для решения разного вида задач и детских достижений Инструмент для построения образовательного запроса Инструмент для управления своими ресурсами Эволюция оценки ЦЕЛЬ: освоить действие оценки как инструмента для управления учебной деятельностью ЦЕЛЬ: с помощью оценки научиться формулировать образовательный запрос ЦЕЛЬ: эффективно реализовать индивидуальную образовательную программу Формирующее оценивание как базовый процесс в организации учения
Ученик, взрослый (педагог, родитель) могут планировать все виды работ: определять КОГДА? СКОЛЬКО? по времени и КЕМ? Будут выполняться работы (ПЛАНИРОВАНИЕ и КОНТРОЛЬ всеми участниками ОП )
САМ ученик или взрослый с помощью конструктора и банка задач «сбирают» работы ЛЮБОГО содержания, ЛЮБОГО уровня сложности и ЛЮБОГО количества задач
Итак, что такое ШИО - ? «Школа индивидуального обучения» - это программный комплекс, который позволит построить взаимодействие детей и педагогов разных образовательных организаций, включенных в единую сетевую информационно-образовательную среду. Всего за один год эксплуатации системы каждый учитель и ученик получит доступ к десяткам тысяч задач пяти уровней, позволяющих учесть интересы, возможности и способности каждого. ШИО дает возможность постоянного внутреннего и внешнего мониторинга качества общего образования на всех ступенях образования. Создаете серьезную экономию финансовых средств за счет экономии бумаги, картриджей и т.п. для тиражирования контрольно- измерительных материалов внутри школы. Оптимизируется время на разработку и проведение формирующего оценивания, мониторинга, промежуточной аттестации, школьных олимпиад и т.п.