Современное искусство ( англ. contemporary art; в 90- х годах в ходу был перевод « актуальное искусство ») совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине ХХ века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. англ.90- х годах
Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму ( зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов ). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта ( перформансы и хеппенинги ). Главной целью было искажение понятия духовности. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин « постмодернизм ». Можно сказать, что произошел сдвиг от самого объекта к процессу. модернизму дематериализации перформансы хеппенинги постмодернизм Самыми заметными явлениями рубежа 60- х и 70- х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 70- х заметно усилилась социальная направленность арт - процесса как с точки зрения содержания ( тем, поднимаемых в творчестве художниками ), так и состава : самым заметным явлением середины 70- х стал феминизм в искусстве. концептуального искусства минимализма феминизм
Конец 70- х и 80- е годы охарактеризовались « усталостью » от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности ( расцвет таких движений как « Новые дикие »). На середину 80- х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры кэмпизм, искусство ист - виллиджа, набирает силы нео - поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения. Новые дикие На арт - процесс большое влияние оказало развитие технологий : в 60- х видео и аудио, затем компьютеры. Начало х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Разрушительные концепции сделали своё пагубное дело. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству 21 века пока не появилось. Некоторые художники х полагают, что « современное искусство » становится инструментом власти « постдемократического ( англ.)» общества. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт - системы и пессимизм у художников, профессионалов. постдемократического англ. Ряд художников х возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески - выгодную попытку модернизма 21 века.
Павел Алешин, искусствовед, переводчик : целью « современного искусства » не является создание художественного произведения, для него безразлична внутренняя связь формы и содержания : форма и содержание в них не обуславливают друг друга. В « современном искусстве » акцентируется содержательный аспект и игнорируется значение формы, именно поэтому оно немыслимо без сопровождающего комментария и нуждается в самоутверждении, проявляющемся в акцентировании своей современности. Зрителю может нравится или не нравится, например, картина Дюрера, он может понимать или не понимать творчество художника, но он не может отрицать его мастерство уже потому, что он не может сделать нечто подобное. Статус же « современного искусства », его признание как искусства утверждается исключительно извне.
Мария Небольсина, искусствовед, научный сотрудник Московского Музея Современного искусства : основное противостояние сегодня возникает при сравнении творчества актуальных художников с работами классических мастеров. На этом противопоставлении зачастую и выстраивается позиция противников современного искусства. Однако мы забываем о том, что искусство каждой эпохи когда - то считалось современным.
Современное искусство неоднозначно, непонятно. Оно показывает суть вещей, это столкновение философии и искусство. Возможно нам сложно принять новое, отсутствие эстетического наслаждения, что привыкли мы получать от работ старых мастеров. Но пройдёт время, и отсеет настоящие шедевры от рядовых работ.