Сборник статей Кравченко Ольга Владимировна Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 270, г. Уфа Кравченко Ольга Владимировна Музыкальный руководитель МАДОУ детский сад 270, г. Уфа Использование информационных и коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя
Информационные и коммуникационные технологии на музыкальных занятиях помогают многие задачи: - Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей. - Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д. - Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности [2.c.5]. Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ, как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывают педагогу электронные презентации Power Point [1.c.24] Используя возможности этой программы, я разрабатываю и использую презентации по всем видам музыкальной деятельности:
Восприятие музыки: во время знакомства с творчеством того или иного композитора использую портреты, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомлю с жанрами музыки и т.д. Музыкально-ритмические движения и танцы: использую мнемотаблицы[3.c.19], с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. Пение: по графическому изображению можно разучивать различные поповки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Музыкально-дидактические игры: развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма можно, используя презентации «Весело – грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др. Игра на ДМИ: с помощью презентаций знакомлю детей с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. По схемам разучиваем партии в оркестре. На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. Но самое главное – это то, что дети могут изучать новую тему в процессе игры. А в детском саду, игра является самым главным методом обучения. Таким образом, с помощью ИКТ усиливается информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом которой является формирование более эффективной модели обучения, повышается мотивация к изучению музыки.
Microsoft Office PowerPoint - программа для презентаций, ProShow Product -программа для создания видео; Pinnacle Studio 14 - для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов; Audacity - программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио; Format Factoru - многофункциональный конвертер мультимедиа файлов; PM Nero6 - программа записи на электронный носитель, Mimio Stydio - программа для создания интерактивных пособий
Литература: Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. Комарова Т. С. «Информационно- коммуникационные технологии в дошкольном образовании» Т. С. Комарова М., С.128 Чайнова Л.Д. «Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде» Детский сад от А до Я. –