Подготовила : учитель русского языка и литературы Хомутовской общеобразовательной школы І - ІІІ ступеней администрации Новоазовского района Т. А. Замай
Александр Сергеевич Пушкин
6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России. Пушкин-ребенок
Отец, Сергей Львович, небогатый помещик, человек образованный, хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал. С.Л. Пушкин
Мать, Надежда Осиповна, приходилась внучкой арапу Петра I, впоследствии русскому генералу Ганнибалу. Н.О. Пушкина е гг. Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал: "Арап Петра Великого " А.П. Ганнибал
Детей в семье Пушкиных было трое. Старшая -Ольга, второй - Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи. Ольга Сергеевна Лев Сергеевич Александр Сергеевич
Слух обо мне пройдет по всей Руси Великой… Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.
В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров.
Дайте ответы на вопросы: 1. Чем интересен для вас лицейский период жизни А.С.Пушкина? 2. Каких лицеистов-друзей А.С.Пушкина вы знаете? 3. Какие впечатления хранил поэт о своем обучении в Лицее? 4. Какие задачи ставил русский государь перед учебным заведением и лицеистами?
Антон Антонович Дельвиг Иван Иванович Пущин Близкие друзья Пушкина по Лицею. Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Вильгельм Карлович Кюхельбекер
В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение "Воспоминание в Царском Селе" в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены. "Пушкин в Царском Селе«.(Картина И. Репина, 1911.)
Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.
С имением своей матери, селом Михайловским в Псковской губернии, Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г. Под вашу сень, Михайловские рощи, Являлся я – когда вы в первый раз Увидели меня, тогда я был – Веселым юношей, беспечно, жадно Я приступал лишь только к жизни; - годы Промчалися - и вы во мне прияли Усталого пришельца. Михайловское
Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный – Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры, Навстречу северной Авроры Звездою севера явись! Вопрос: Какое настроение появляется в душе поэта при воспоминаниях вьюги и картин зимнего, морозного утра?
Ассоциативный диктант. Распределите словосочетания, характеризующие вечернюю вьюгу и зимнее утро. День чудесный, тучи мрачные, мутное небо, голубые небеса, вьюга злилась, янтарный блеск, ты печальная, веселый треск, великолепные ковры, мгла носилась, лед блестит, бледное пятно, затопленная печь.
Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер» …Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла… А.С.Пушкин «Зимний вечер »
Творческое задание: Составьте небольшое устное сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Морозное солнечное утро».
Творчество периода ссылки. Стихотворение «Узник» 1832 год Тема стихотворения - жажда узника освободиться из темницы и вырваться на безграничный простор воли. 1. В связи с чем написано стихотворение « Узник»? 2. Какие чувства наполняют человека, лишенного свободы? 3. Может ли человек смириться с неволей, привыкнуть к ней ? 4. Какое чувство выражено в стихотворении сильнее – грусть или надежда?
Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа... А.С.Пушкин