Занятие по развитию речи в разновозрастной группе на тему «Осень» Подготовила воспитатель Симонова А.Г. Дошкольное образовательное учреждение Хомутовский ясли – сад Хомутовской сельской администрации
Задачи: Образовательные: Задачи: Образовательные: - обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках; - уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных; -о разнообразии вариантов их подготовки к зиме; - закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период; -об осенних хлопотах человека.
Развивающие: Развивающие: - развивать внимание, память; -улучшать общую моторику и координацию движений; -развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь; - умение делать выводы.
Речевые: Речевые: - отвечать на поставленные вопросы полными ответами; - поощрять составление сложных предложений; - активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие; - обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные: Воспитательные: - воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы; - воспитывать чувство любви к родной природе; - воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным
Методы и приемы, использованные на занятии: информационно – рецептивный метод, словесный метод, наглядный метод, практический метод, игровой метод.
Неживая природа Растительный мир Животный мир Неживая природа осенью.
- Когда приходит осень? - Какие осенние месяцы вы знаете? - Что мы относим к неживой природе? - Назовите признаки осени в неживой природе? - Почему погода становится прохладной? - Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?
А. С. Пушкин Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы…
«С какого дерева листок?» Дидактическая игра «С какого дерева листок?» Я показываю дерево, а вы называете какой листочек
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина – осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
Растительный мир осенью Продолжаем наш рассказ. - О чем будем говорить теперь? - Что мы относим к растительному миру? - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? -Что же меняется в жизни трав и цветов?
Динамическая пауза: Ветер северный подул (руки вверх, покачать ими) С-С-С все листочки с липы сдул (с-с-с) Полетели, закружились и на землю опустились. (Покружиться и присесть на корточки) Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – 2 раза, (стучать кулачками) Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил. (Топать ногами) Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил, (плавные движения вперед-назад кистями) Одеялом их накрыл.
Животный мир осенью. -Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. - Кого мы относим к животному миру? -Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
-Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? - Что меняется в жизни птиц с приходом осени? - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? -А почему же они улетают? - Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. - Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Дидактическая игра «Улетают – не улетают» Дети встают около стульчиков. Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете. Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец
Рефлексия: - Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили ? Если вам занятие сегодня понравилось, вы не испытали трудностей в выполнении заданий, то возьмите со стола листочки красного цвета. А если у вас возникли какие то трудности возьмите листочки желтого цвета. И мы с вами выйдем в центр группы и устроим листопад
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!