Л.А. Максимова, Директор Института психологии УрГПУ
Закон об образовании в РФ Система ФГОСов Профессиональный стандарт
Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации «О квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным долж ностям работников туристской индустрии» Комиссия по профессиональным стандартам Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям
Основные источники информации о требованиях к профессиональным квалификациям Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД); Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)
Классическая квалификационная характеристика Должностные обязанности Должен знать Требования к квалификации
качества самого работника параметры и компоненты профессиональной деятельности Профессиональный стандарт
Компетенции это описательный инструмент, который идентифицирует навыки, знания, особенности личности и поведения, необходимые для эффек тивного выполнения работы в организации и помогает бизнесу достигать стратегических целей
Структура профессионального стандарта с позиций компетентностного подхода «трудовая функция» «трудовое действие» группы профессиональных компетенций «необходимые трудовые знания и умения» конкретные профессиональные компетенции
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ПС) многофункциональный нормативный документ, определя ющий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям (знаниям, умениям) работников по различным квалификационным уровням
ПС предназначен для оценки квалификации и сертификации решения задач управления персоналом формирования образовательных программ всех уровней профессионального образования унификации в рамках вида профессиональной деятельности
Процедура создания и утверждения профессиональных стандартов: 1 разработку ПС проводят соответствующие объединения работодателей 2 открытое общественно профессиональное обсуждение ПС 3 ПС передаются в Министерство труда и утверждаются приказом
Зарегистрировано в Минюсте России 18 августа 2015 г. N МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 июля 2015 г. N 514 н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА "ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ (ПСИХОЛОГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)" В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". 2. Установить, что профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года. Министр М.А.ТОПИЛИН
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ как одно из направлений дифференци альной, педагогической и возрастной психологии научно- прикладной как психологическое обеспечение и со провождение всего процесса образования и развития человека научно- методический как непосредственная работа психологов с детьми и взрослыми практический
Основная цель вида профессиональной деятельности: Деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса (наименование вида профессиональной деятельности) Код Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления
Обощенные трудовые функции Психолого- педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса Психологическая диагностика детей и обучающихся А. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ Уровень (подуровень) квалификации 7 трудовые функции Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Трудовая функция Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам Консультирование администрации, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса трудовые действия Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся
Трудовая функция Владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося Владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса необходимые умения Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
Трудовая функция Современные теории и методы консультирования Этические нормы организации и проведения консультативной работы Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса необходимые знания Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования