Выпускная квалификационная работа РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнил студент группы 1504 Ю.В. Родионова Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО И.В. Хромова
Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности школьников «Я. Ты. Мы. Вы. Они» для формирования коммуникативных компетенций у младших школьников. Объект - процесс развития коммуникативных компетенций у младших школьников. Предмет исследования – методические пути, средства и приемы организации внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций у младших школьников.
Задачи 1) обозначить ключевые аспекты необходимости и актуальности формирования у каждого обучающегося начальной школы коммуникативных компетенций; 2) провести анализ основных понятий исследования: «коммуникативные компетенции», «внеурочная деятельность»; 3) описать организационные модели внеурочной деятельности младших школьников при формировании коммуникативных компетенций; 4) проанализировать педагогические условия развития у младших школьников коммуникативных компетенций; 5) составить перечень психолого-педагогических диагностик, отслеживающих уровень развития коммуникативных компетенций у младших школьников; 6 ) разработать программу внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций у младших школьников «Я. Ты. Мы. Вы. Они»
Значимость проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников государственная значимость (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», в 2009 году выходит приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО).)
Значимость проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников общественная значимость Исследования О.Н. Мостова, И.Н.Агафонова позволили выявить три типа детей 1-2 класса с точки зрения стиля их общения. 1) Эгоцентричный (18%) 2) Неуверенный тип (32%) 3) Дружелюбный (около 50%) Первые две группы отличает низкий уровень успешности в общении. Дети испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. Третью группу отличает ярко выраженная позитивная Я- концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.
Значимость проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников научные исследования; анализ наблюдаемых уроков в начальных классах и конспектов уроков, представленных в различных изданиях, показал недостаточность разработанных приемов формирования коммуникативных компетенций в урочное время.
К Коммуникативная компетенция младшего школьника включает в себя: коммуникативно-речевую мотивацию (желание общаться и взаимодействовать), коммуникативно-речевые умения, языковые навыки.
В Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса (развивающей образовательной среды); виды деятельности обучающихся, отличные от классно-урочных форм;
Значение внеурочной деятельности индивидуальные особенности детей (достижение личностных результатов каждого – выбор кружков, факультативов), развивать у них определенные компетенции (формирование универсальных учебных действий, в том числе, коммуникативных), предлагать детям на выбор вариативные формы (а не классно-урочные формы организации детей).
Модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «школы полного дня» Оптимизационная модель Инновационно-образовательная модель
Педагогические условия по развитию у младших школьников коммуникативных компетенций в процессе внеурочной деятельности групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и ситуации; практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии; театрально-игровые виды деятельности;
Программа внеурочной деятельности «Я. Ты. Мы. Вы. Они» Методы исследования Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение опыта учителей; изучение практического опыта педагогов и психологов. Эмпирические: 1) методика «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; 2) методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман; 3) методика «Рукавички» Г.А. Цукерман; 4) методика «Дорога к дому» » Г.А. Цукерман;
Программа внеурочной деятельности «Я. Ты. Мы. Вы. Они» Цель программы: формирование коммуникативных компетенций у младших школьников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом, в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи: - формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации); - согласованность усилий по достижению общей цели и осуществление совместной деятельности; - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.
Этапы исследования I этап. Начальный (констатирующий) - получение информации об уровне сформированности коммуникативных компетенций у первоклассников. II этап. Текущий (обучающий) - развитие коммуникативных компетенций: умение общаться и строить отношения со сверстниками и взрослыми, использовать различные средства коммуникации и т.д., используя комплекс упражнений, игр, заданий, мероприятий. III этап. Итоговый (контрольный) - анализ достигнутых результатов.
Сравнительные результаты экспериментального (1 д) класса и контрольного (1 г) класса на 1 этапе исследования Диагностика Экспериментальный (1Д) класс Контрольный (1Г) класс I этап. Начальный (констатирующий) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Левая и правая стороны 19%50%30%27%50%23% Рукавички 30% 40%50%26%24% Тест - опросник 19%50%30%27%50%23% Кто прав?42%46%16%42%35%12%
Сравнительные результатами контрольного класса 1Г класса Диагностика I этап. Начальный (констатирующий) III этап. Итоговый (контрольный) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Рукавички 50%26%24%53%27%20% Кто прав?42%35%12%46%42%12%
Сравнительные результатами экспериментального класса 1Д класса Диагностика I этап. Начальный (констатирующий) III этап. Итоговый (контрольный) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Рукавички 30% 40%50%38%12% Кто прав?42%46%16%50%42%8%
Однако развитие коммуникативных компетенций будет происходить только в случае: создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом атмосферы поддержки и заинтересованности; необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
тенций Формы работы внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций - игры - дела - мероприятия - индивидуальная работа - работа с родителями
Общешкольные мероприятия, направленные на формирование коммуникативных компетенций общешкольная линейка коллективные творческие дела шефская помощь проекты
Коллективные творческие дела, направленные на развитие коммуникативных компетенций
Коллективные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных компетенций