Выпускная квалификационная работа РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнил студент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеурочная деятельность по новым стандартам. Внеклассная работа по математике, которая является составляющей всей внеурочной деятельности как отдельного.
Advertisements

Тема Формирование УУД через проектную деятельность на внеурочных занятиях социального направления Выполнила обучающаяся 312 группы: Елизарова Светлана.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Направление Педагогическое образование Профиль: Дошкольное образование Спирина И.А Научный руководитель: к.п.н., доцент Сиренко Ю.В Сенсорное.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Квалификационная работа.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни через игровую деятельность» Руководитель: Грунина С.О Автор : Ютина.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников в рамках введения ФГОС НОО.
Дипломная работа Коррекционно – педагогическая работа по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня Выполнила: студентка.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Эффективность организации внеурочной деятельности первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО.
Формирование школьной мотивации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Выполнила: Дмитриченко Елена Сергеевна.
Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа – это форма учебной работы, которая способствует углублённому усвоению лекционного.
Публичная защита проектов школьных команд педагогов «Технология формирования метапредметных компетенций обучающихся»
Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности младших школьников Выполнила C. И. Плюснина учитель начальных классов МКОУ СОШ с УИОП
Внеурочная деятельность обучающихся, ориентированная на формирование УУД.
Транксрипт:

Выпускная квалификационная работа РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнил студент группы 1504 Ю.В. Родионова Научный руководитель: канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО И.В. Хромова

Цель исследования: разработать программу внеурочной деятельности школьников «Я. Ты. Мы. Вы. Они» для формирования коммуникативных компетенций у младших школьников. Объект - процесс развития коммуникативных компетенций у младших школьников. Предмет исследования – методические пути, средства и приемы организации внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций у младших школьников.

Задачи 1) обозначить ключевые аспекты необходимости и актуальности формирования у каждого обучающегося начальной школы коммуникативных компетенций; 2) провести анализ основных понятий исследования: «коммуникативные компетенции», «внеурочная деятельность»; 3) описать организационные модели внеурочной деятельности младших школьников при формировании коммуникативных компетенций; 4) проанализировать педагогические условия развития у младших школьников коммуникативных компетенций; 5) составить перечень психолого-педагогических диагностик, отслеживающих уровень развития коммуникативных компетенций у младших школьников; 6 ) разработать программу внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций у младших школьников «Я. Ты. Мы. Вы. Они»

Значимость проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников государственная значимость (Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа», в 2009 году выходит приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ФГОС НОО).)

Значимость проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников общественная значимость Исследования О.Н. Мостова, И.Н.Агафонова позволили выявить три типа детей 1-2 класса с точки зрения стиля их общения. 1) Эгоцентричный (18%) 2) Неуверенный тип (32%) 3) Дружелюбный (около 50%) Первые две группы отличает низкий уровень успешности в общении. Дети испытывают наибольшие затруднения в развитии вербальной стороны коммуникативных умений. Третью группу отличает ярко выраженная позитивная Я- концепция и наличие положительного отношения к одноклассникам.

Значимость проблемы развития коммуникативных компетенций у младших школьников научные исследования; анализ наблюдаемых уроков в начальных классах и конспектов уроков, представленных в различных изданиях, показал недостаточность разработанных приемов формирования коммуникативных компетенций в урочное время.

К Коммуникативная компетенция младшего школьника включает в себя: коммуникативно-речевую мотивацию (желание общаться и взаимодействовать), коммуникативно-речевые умения, языковые навыки.

В Внеурочная деятельность неотъемлемая часть образовательного процесса (развивающей образовательной среды); виды деятельности обучающихся, отличные от классно-урочных форм;

Значение внеурочной деятельности индивидуальные особенности детей (достижение личностных результатов каждого – выбор кружков, факультативов), развивать у них определенные компетенции (формирование универсальных учебных действий, в том числе, коммуникативных), предлагать детям на выбор вариативные формы (а не классно-урочные формы организации детей).

Модели внеурочной деятельности Модель дополнительного образования Модель «школы полного дня» Оптимизационная модель Инновационно-образовательная модель

Педагогические условия по развитию у младших школьников коммуникативных компетенций в процессе внеурочной деятельности групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и ситуации; практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии; театрально-игровые виды деятельности;

Программа внеурочной деятельности «Я. Ты. Мы. Вы. Они» Методы исследования Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; обобщение опыта учителей; изучение практического опыта педагогов и психологов. Эмпирические: 1) методика «Левая и правая стороны» Ж. Пиаже; 2) методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман; 3) методика «Рукавички» Г.А. Цукерман; 4) методика «Дорога к дому» » Г.А. Цукерман;

Программа внеурочной деятельности «Я. Ты. Мы. Вы. Они» Цель программы: формирование коммуникативных компетенций у младших школьников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом, в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность. Задачи: - формировать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации); - согласованность усилий по достижению общей цели и осуществление совместной деятельности; - речевые действия, служащие средством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

Этапы исследования I этап. Начальный (констатирующий) - получение информации об уровне сформированности коммуникативных компетенций у первоклассников. II этап. Текущий (обучающий) - развитие коммуникативных компетенций: умение общаться и строить отношения со сверстниками и взрослыми, использовать различные средства коммуникации и т.д., используя комплекс упражнений, игр, заданий, мероприятий. III этап. Итоговый (контрольный) - анализ достигнутых результатов.

Сравнительные результаты экспериментального (1 д) класса и контрольного (1 г) класса на 1 этапе исследования Диагностика Экспериментальный (1Д) класс Контрольный (1Г) класс I этап. Начальный (констатирующий) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Левая и правая стороны 19%50%30%27%50%23% Рукавички 30% 40%50%26%24% Тест - опросник 19%50%30%27%50%23% Кто прав?42%46%16%42%35%12%

Сравнительные результатами контрольного класса 1Г класса Диагностика I этап. Начальный (констатирующий) III этап. Итоговый (контрольный) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Рукавички 50%26%24%53%27%20% Кто прав?42%35%12%46%42%12%

Сравнительные результатами экспериментального класса 1Д класса Диагностика I этап. Начальный (констатирующий) III этап. Итоговый (контрольный) Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Рукавички 30% 40%50%38%12% Кто прав?42%46%16%50%42%8%

Однако развитие коммуникативных компетенций будет происходить только в случае: создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом атмосферы поддержки и заинтересованности; необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

тенций Формы работы внеурочной деятельности по развитию коммуникативных компетенций - игры - дела - мероприятия - индивидуальная работа - работа с родителями

Общешкольные мероприятия, направленные на формирование коммуникативных компетенций общешкольная линейка коллективные творческие дела шефская помощь проекты

Коллективные творческие дела, направленные на развитие коммуникативных компетенций

Коллективные мероприятия, направленные на развитие коммуникативных компетенций