Открытый урок по литературе в 5 классе
Тема открытого урока по литературе «Русские народные сказки» Учитель русского языка и литературы: Земченкова Ольга Вячеславовна
СЛОВО О СКАЗКЕ Уже в глубокой древности люди мечтали о возможности летать по воздуху- об этом говорят нам легенды…а также сказка о «ковре-самолете». Мечтали об ускорении движения по земле - сказка о «сапогах-скороходах». Мыслили о возможности прясть и ткать в одну ночь огромное количество материи, строить дворец… М. Горький
Цели и задачи урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать умение анализировать поступки и характер героев; провести литературную игру с целью диагностики усвоения содержания произведения; обогащать словарный запас учащихся. развивать память, речь, внимание, логическое мышление, творческие возможности детей. воспитывать любовь к чтению, к книге.
Дети с интересом слушали учителя…
и без труда отгадали кроссворд. пословица скороговорка частушка дразнилка поташ к а з а гадка
Также дети узнали: Какие бывают сказки. Волшебные Бытовые Сказки о животных
Как строится сказка? Присказка Зачин Сказ Концовка
Приметы сказки: Занимательность Вымысел Поучительность
Испекла каравай- рыхлый да мягкий, Изукрасила разными узорами мудреным Сказочные «премудрости» Ритм сказки неторопливый, напевный Повторы, синонимичные выражения Постоянные эпитеты Сказочное число Сказочные формулы Подумал – подумал, шел – шел; Путь – дорога, царство - государство Красная девица, добрый молодец, чистое поле Три, семь Ни в сказке сказать, ни пером описать; Высоко ли низко ли, далеко ли близко ли
А теперь перейдем к практическим занятиям.
1. Найди среди сказочных персонажей отрицательных героев известных тебе волшебных сказок: Змей Горыныч Иван-крестьянский сын Кощей Бессмертный Василиса Премудрая Морской царь Иван Царевич Баба Яга Лихо Одноглазое «Дети поднимали руки и старались дать ответ первыми…»
2. В каких сказках «живут» эти литературные предметы: -Куколка -Перышко -Клубочек -Платок -Иголка -Серебряное блюдечко и золотое яичко «Мы на месте не сидим и ответить все хотим!!!»
3. Угадайте, к каким сказкам художники сделали иллюстрации
Между играми мы провели пятиминутку… …и продолжили занятие
4. Выберите из приведенных образных выражений устойчивые сказочные обороты 1.«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» 2.«Это перо было так чудно и светло, как бы в том покое было зажжено великое множество свеч» 3.« Долго ли коротко ли» «Стали жить-поживать и добра наживать» 4.«На том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» 5.«Вези, вези, старик, ее куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали, чтобы мои уши об ней не слыхали» 6.«Вздыбилась речка Смородина, с Калинового моста кровь бежит, на русской земле стон стоит» 7.«Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» 8.«Я нуждой вас выхаживала, я слезой вас выпаивала, темну ноченьку недосыпала…» 9.«В некотором царстве, в некотором государстве» 10.«В тридевятом царстве, в тридевятом государстве жили-были. «Мы знали ответ!»
5. Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке. Письменное задание закрепило знания детей.
Вот такие премудрости есть у русских народных сказок, а без них и сказка не сказка…
В конце урока дети получили творческое задание:
1. Знакомство пятиклассников с волшебной сказкой, особенностями ее художественного мира; 2. Помощь в овладении учащимися художественными образами и выразительными свойствами сказки; 3. Воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев. Итоги проведения урока литературы в 5 классе:
В ходе урока учителем применялись информационно- коммуникационные технологии (ИКТ) как основы технологического процесса обучения.
Земченкова О.В.