В ОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ. Подготовила социальный педагог МБОУ СОШ 27 Комиссарова И.В.
О ПРЕДЕЛЕНИЕ МЕДИАЦИИ От латинского прилагательного medius – занимать середину между двумя точками зрения или сторонами, предлагать средний путь, держаться нейтрально, беспристрастно
Н ЕМНОГО ИСТОРИИ Медиация как таковая возникла еще в древнейшие времена. Практика применения медиации сложилась в древней Греции (медиация признавалась по Римскому праву, начиная с Кодекса Юстиниана 530 – 533 годов). Римляне называли медиаторов по-разному: internuncius, medium, intercessor, philantropus, interpolator, conciliator, interlocutor, interpres, а также mediator. В средние века в Западной Европе основную роль медиатора выполняла церковь Медиация какой мы ее знаем сегодня сформировалась в США в 60-е годы для решения внутри-социальных и международных конфликтов.
Восстановительная медиация Это процесс, в котором медиатор (посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Важно – чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.
Указ президента РФ 761 от 01 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» : «..Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а так же в иных сферах, затрагивающих права и интересы ребенка» «…рекомендуется создавать «школьные службы примирения », нацеленные на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательных учреждениях»
Восстановительное правосудие(медиация) как идея и технология в работе с семьей и детьми Признано на международном уровне С 1997 г. в России и странах постсоветского пространства распространяется Общественным центром «Судебно-правовая реформа» в ситуациях преступления и конфликта. Является альтернативным процессом разрешения споров Направленно на исправление разорванных социальных связей с помощью восстановительной медиации, «Семейных конференций», «Кругов примирения». Помогает реализовать важные ценности: примирение конфликтующих сторон, исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие ближайшего социального окружения. Возвращает возможность решения проблем самим подросткам и их семьям (проблема решается силами самих участников).
Принципы медиации Добровольность Информированность Конфиденциальность Нейтральность (безоценочность) Ответственность сторон и медиатора Заглаживание вреда силами обидчика
П ОСТУЛАТЫ МЕДИАЦИИ Не учить, не лечить, не судить Медиатор отвечает не за результат, а за процесс Умение отделить человека от эмоций Принятие ответственности за свои действия самим человеком (развитие само ответственности) Интересуется человеком, а не проблемой Умение отделить человека от его поступков Ничего само собой не разумеется, все надо обсуждать
Ф УНКЦИИ МЕДИАТОРА следит за тем, чтобы разговор был доверительным и направленным на цель. обеспечивает понимание позиций и интересов конфликтующих сторон фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы предоставляет возможность сторонам найти обоюдное решение.
КАК- НИБУДЬ САМО РЕШИТСЯ Я НИ ЗА ЧТО НЕ ОТВЕЧАЮ НЕ ЗНАЮ,ЧТО БУДЕТ ОН ВИНОВАТ ТОЛЬКО Я МЕДИАТОР ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД в медиации Конфликтующая сторона 1 Конфликтующая сторона 2
ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ Предварительная встреча
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И СОВМЕСТНАЯ ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ, СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ, СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК РЕШЕНИЯ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ ОСОЗНАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОНИМАНИЕ ДРУГОГО ПОНИМАНИЕ СЕБЯ ПОНИМАНИЕ СЕБЯ МЕДИАТОР ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД в медиации договор
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИТКОВ МЕДИАТИВНОЙ БЕСЕДЫ расширение знаний о причинах и последствиях конфликтов повышение коммуникативных навыков знакомство с новыми способами предупреждения и разрешения конфликтов получение опыта отстаивания своих интересов введение в практику разрешения школьных конфликтов техник «Кругов примирения» и «Семейных конференций» распространение методологии примирительных методик в разрешении конфликтов минимизация расширения конфликта сохранение конструктивных отношений формирование готовности к примирению предотвращение разрушающих действий
С ПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !