«Популяризация науки для молодежи СНГ на примере Республики Киргизия: проблемы и перспективы» Борисенко Наталья Алексеевна канд. экон. наук, доцент кафедры «Экономическая теория» КРСУ, председатель СМУС экономического факультета
Развитие науки на территории КР По сравнению с 2009/2010 учебным годом прием студентов в образовательные организации высшего профессионального образования в 2013/2014 учебном году уменьшился более чем на треть. Особым спросом пользуются специальности экономического профиля - 4 %, юридические специальности – 7 %, здравоохранения – 9 %, образования – 10 %, технические – 23 %.
Демократическая направленность политики Кыргызстана позволила многим соседним странам направлять свою молодежь для обучения в образовательные организации среднего и высшего профессионального образования нашей республики. Основными причинами их выбора также являются: близкое территориальное расположение, сравнительно умеренная плата за обучение в сравнении с европейскими странами, США и др., некоторое языковое родство, общность культуры и т.д. Иностранные студенты осваивают медицинские и технические специальности, лингвистику.
Подготовку специалистов обеспечивали такие совместные образовательные организации, как Кыргызско-Турецкий Лицей, Кыргызско-Турецкий Университет, Кыргызско-Узбекский Высший Технологический Колледж, Кыргызско-Российский Славянский Университет, Кыргызский Международный Университет. При Кыргызском Государственном Национальном Университете открыты кыргызскоййй-американский, кыргызскоййй- европейский факультеты, восточный факультет по изучению японского и восточных языков. А с 1998 г. на базе кыргызскоййй-американского факультета был создан Американский Университет Центральной Азии.
На начало 2013/2014 учебного года в республике функционировала 21 частная образовательная организация (38%) высшего профессионального образования с численностью студентов 27 тыс. чел. (12%) В основном образовательные организации высшего профессионального образования находятся в г. Бишкек (64 %), что обусловлено наличием развитой сети государственных образовательных организаций высшего профессионального образования, где имеются наиболее квалифицированные преподавательские кадры. Учредителями частных образовательных организаций чаще всего выступают государственные образовательные организации высшего профессионального образования, реже – различные объединения и частные лица.
По словам председателя ВАК КР А.Мавлянова «Средний возраст кандидата наук в 2014 году составил 40 лет, в том числе по направлениям: техническому и медицинскому – 41 год, гуманитарному– 39 лет. Как отметил председатель, возраст кандидатов наук последовательно возрастает с 36 лет в 1993 году до 41 года – в текущем. «Средний возраст докторов наук составил 55 лет, в том числе по направлениям: техническому и гуманитарному – по 56 лет, медицинскому – 54», - сообщил председатель.
Проблемы развития науки низкая заинтересованность в получении и передаче знаний как студентов, так и молодых преподавателей (стимулирование, мотивация и т.д.); слабая информированность молодежи о проводимых мероприятиях в области науки; недостаточное взаимодействие ВУЗов КР между собой и учебными заведениями других государств; низкая обеспеченность литературой; несбалансированное развитие профессиональной подготовки кадров (устоявшиеся общественные стереотипы в области престижности профессий); недостаточное использование интерактивных методов обучения; недостаточная информатизация образовательного процесса; несовершенство оценочной системы входных и выходных знаний учащегося; несоответствие подготавливаемых кадров и требований работодателей к их профессиональным компетенциям и др.
Положительные сдвиги в области популяризации науки участие СМИ в научной жизни общества (канал НТС, газеты, журналы, соц. сети); проведение on-line видеоконференций, тренингов, семинаров; проведение конкурсов научных работ на базе гос. учреждений (Кыргызпатент) (конкурс эссе, конкурс «Ярмарка идей») и т.д.; профориентационная работа в школах; сотрудничество в области привлечения профессоров ВУЗов, академическая мобильность студентов и преподавателей.
Виртуальный электронный университет Евразии ВЭУ
Благодарю за внимание!!!