ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ДОКУМЕНТАЦИИ Государственный университет имени Шакарима г. Семей Кафедра русской филологии
1. Официально-деловой стиль речи и его особенности. 2. Основные жанры документации.
Это стиль документов, международных договоров, государственных актов, юридических законов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг
Современный официально-деловой стиль относится к числу книжных стилей и функционирует в форме письменной речи. Устная форма официально-деловой речи- выступления на торжественных собраниях, заседаниях, приёмах, доклады государственных и общественных деятелей и т.д.
* Императивность * Намеренно сдержанная, строгая (официальная) тональность * Предельная конкретность содержания * Использование стандартных форм документов
* Лексические: * -широкое употребление слов и сочетаний, имеющих окраску официально-делового стиля (указ, приказ, служебная записка, справка, работник, наниматель, налогоплательщик, вышеуказанный); * Наличие стандартных оборотов речи, соотносящихся с часто повторяющимися ситуациями или распространёнными понятиями и облегчающими их обозначение (за истекший период, довести до сведения, вступить в силу, выдана для предъявления, договаривающиеся стороны, в целях обеспечения); * Употребление специальной лексики; * Отсутствие диалектных, жаргонных, просторечных и эмоционально окрашенных слов и.д.
* Высокий процент имён существительных, в том числе отглагольных * Доминирование относительных прилагательных * Доминирование глаголов в форме настоящего времени (со значением долженствования, предписания) * Частое употребление глаголов в форме инфинитива * Частое употребление производных отымённых предлогов * Минимальное количество наречий и т.д.
* Большое количество осложнённых и сложных предложений * Широкое распространение рубрикации частей сложной конструкции * Типичность пассивных конструкций со сказуемыми, выраженными возвратными глаголами и страдательными причастиями * Доминирование повествовательных предложений, отсутствие восклицательных предложений и т.д.
* Расписку, доверенность, заявление, автобиографию, счёт, почтовый перевод, справку, удостоверение, протокол, докладную записку, резолюцию, письменный отчёт о работе и т.д. следует писать коротко и ясно. * Пользоваться короткими бессоюзными предложениями. * Союзы и союзные слова, которые обладают оттенком предположительности, условия, должны быть заменены словами, звучащими определённо, конкретно. * Необходимо устранить все названия действий или явлений, дублирующих друг друга.
* Деловые бумаги составляют по схеме (определённой). * Каждую новую мысль следует начинать с абзаца. * Все слова пишутся полностью, за исключением принятых сокращений.
* ЗАЯВЛЕНИЕ; * АВТОБИОГРАФИЯ; * ХАРАКТЕРИСТИКА; * ДОВЕРЕННОСТЬ.
Литература 1. Абдыкулова К.Е., Ким Г.В., Павленко В.К. Русский язык. Практический курс (Учебное пособие)- Алматы: Санат, с. 2. Жаналина Л. К., Мусатаева, М. Ш. Практический курс русского языка; учебник: Print-S. – А, Русский язык. Учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) – Под редакцией Ахмедьярова К.К., Жаркынбековой Ш.К.- Алматы, Қазақ университеті, 2008.