КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Advertisements

МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
По материалам вебинара Автор: Родина Наталья Михайловна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Педагогический совет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» (закон РФ «Об образовании»,
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
МБДОУ д/с 2 «Колокольчик» (ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ, ПРОЕКТ ФГОС ДО) Воспитатель: Т.В. Грудинская 2014 год.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ОТ ФГТ К ФГОС В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Левицкая М.В. заведующая МБДОУ д/с 4 Дроздова Е.А. воспитатель МБДОУ д/с 4 г. Заполярный.
ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗКА» Выполнила студентка группы Д 2351 У Сафиуллина Зухра.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
«Государственные требования (стандарты) дошкольного образования определяют направление проектирования образовательных программ, являющихся средством развития.
Транксрипт:

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности ( культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим ), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

Поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности – один из основных принципов Стандарта. Детство понимается как период жизни значимый без всяких условий, значимый « тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду » ( п.1.2 ФГОС ДО ).

Уникальный характер универсальных культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования. Универсальные культурные умения – это готовность и способность ребенка действовать на основе принятия и освоения общезначимых ( общечеловеческих ) культурных образцов деятельности, поведения и отношений ( Н. Б. Крылова )

« В содержательном разделе Программы должны быть представлены : а ) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ;......» ( п ФГОС ДО )

Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой, – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.

Культура - ( от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание ), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. ( Большой Энциклопедический словарь )

« Культура проявляется глубинно ( ее внешние формы вторичны ). Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка … Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни » ( Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.).

Понятие « культурные практики » объясняет, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, принятия или непринятия чего - либо в своей жизни. Воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, а ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения. Ребенок – « не ведомый, не воспитываемый, не обучающийся » ( эти понятия предполагают пассивного ребенка, которым можно манипулировать ).

Свободное воспитание – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. ( Педагогическая энциклопедия )

Принципы свободного воспитания : - равноправие взрослого и ребенка ; - принятие ребенка как субъекта образовательной и культурной деятельности ; - исключение давления на ребенка ; - уважение и принятие желаний ребенка, его « я »; - приоритет выбора ребенка и его интереса, а не интереса взрослого ; - педагогическая поддержка его инициативы ; - предоставление ребенку максимальных для его возраста полномочий в разных формах жизнедеятельности и самоорганизации.

К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. В этих практиках - пробах он сам овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности. Культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям : Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность. Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми

При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы : Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи ? Какие деятельностные умения осваивают дети ? Какие творческие умения осваивают дети ? Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети ? Какие чувства и эмоции развиваются у детей ? Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей ?

В литературе выделены следующие виды культурных практик : - свободные практики детской деятельности ( игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.); - практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом ( ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.); - практики игрового взаимодействия ( сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);

- коммуникативные практики – ( чтение художественной литературы, развитие речи, игры - драматизации и т. д.); - культурные практики здорового образа жизни ( физическое развитие, воспитание культурно - гигиенических навыков и др.); - культурные практики формирования поведения и отношения ( сюжетно - ролевые игры, бытовой труд и др.); - культурные практики познания мира и самопознания ( познавательно - исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно - патриотическое воспитание, самопознание и др.)

Соотношение видов культурных практик, универсальных культурных умений и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Виды культурных практик Универсальные культурные умения Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ( п. 4.6 ФГОС ДО ) Свободные практики детской деятельности Владеет основными культурными способами деятельности ; самостоятельно действует ( в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности ); выражает индивидуальное предпочтение видам деятельности, партнерам Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Соотношение видов культурных практик, универсальных культурных умений и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Виды культурных практик Универсальные культурные умения Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ( п. 4.6 ФГОС ДО ) Практики игрового взаимодействия В сюжетно - ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым ; согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре ; следует различным правилам и социальным нормам. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре ; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

« Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм ( где культура – сущностное качество любой формы деятельности )». ( Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике )

Литература : 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России ) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». 2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ( одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. 2/15). 3. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе : культурные практики детей. – М.: Сентябрь, Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.

6. Корепанова М. В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Лыкова И. А., Протасова Е. Ю. Культурные практики в детском саду : современный подход и возможные трактовки // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Родина Н. М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Теплова А. Б. Культурные практики детства // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Щетинина А. М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, 1.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Фомичева Татьяна Павловна, канд. психол. н., доцент Центра дошкольного образования ИПКиППРО