КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Процесс приобщения к культурным образцам человеческой деятельности ( культуре жизни, познанию мира, речи, коммуникации, и прочим ), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом овладения культурными практиками. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Поддержка разнообразия детства, сохранение его уникальности и самоценности – один из основных принципов Стандарта. Детство понимается как период жизни значимый без всяких условий, значимый « тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду » ( п.1.2 ФГОС ДО ).
Уникальный характер универсальных культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде собственных проб, поиска, выбора действий и поступков, манипулирования предметами, конструирования, продуктивной деятельности, творчества, исследования. Универсальные культурные умения – это готовность и способность ребенка действовать на основе принятия и освоения общезначимых ( общечеловеческих ) культурных образцов деятельности, поведения и отношений ( Н. Б. Крылова )
« В содержательном разделе Программы должны быть представлены : а ) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ;......» ( п ФГОС ДО )
Культурные практики, по определению Н. Б. Крыловой, – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.
Культура - ( от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание ), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. ( Большой Энциклопедический словарь )
« Культура проявляется глубинно ( ее внешние формы вторичны ). Культура непосредственно не транслируется, не передается от учителя к ученику как некая установка … Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей, поступков и действий взрослого и ребенка, как особенность их внутренней и внешней жизни » ( Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.).
Понятие « культурные практики » объясняет, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, принятия или непринятия чего - либо в своей жизни. Воспитание строится не от задач взрослого, а от жизнедеятельности ребенка, а ребенок – полноправный субъект деятельности, взаимодействия и общения. Ребенок – « не ведомый, не воспитываемый, не обучающийся » ( эти понятия предполагают пассивного ребенка, которым можно манипулировать ).
Свободное воспитание – направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем. ( Педагогическая энциклопедия )
Принципы свободного воспитания : - равноправие взрослого и ребенка ; - принятие ребенка как субъекта образовательной и культурной деятельности ; - исключение давления на ребенка ; - уважение и принятие желаний ребенка, его « я »; - приоритет выбора ребенка и его интереса, а не интереса взрослого ; - педагогическая поддержка его инициативы ; - предоставление ребенку максимальных для его возраста полномочий в разных формах жизнедеятельности и самоорганизации.
К культурным практикам можно отнести исследовательские, коммуникативные, художественные, организационные, образовательные, проектные способы и формы действий ребенка любого возраста. В этих практиках - пробах он сам овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности. Культурные практики не тождественны видам деятельности, поскольку формируют индивидуальный образ жизни.
Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям : Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская активность направлена на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, индивидуальную и совместную со сверстниками деятельность. Направляются воспитателем на развитие самостоятельной активности детей, основываются на поддержке детских инициатив и интересов. Выбор культурных практик направлен на обогащение культурного опыта, самостоятельности поведения и деятельности, позитивной социализации и индивидуализации дошкольников. Культурные практики на основе инициатив самих детей Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми
При проектировании культурных практик педагогу важно ответить на следующие вопросы : Насколько инициируемые культурные практики позволяют решать поставленные образовательные задачи ? Какие деятельностные умения осваивают дети ? Какие творческие умения осваивают дети ? Какие способы общения и сотрудничества осваивают дети ? Какие чувства и эмоции развиваются у детей ? Развивается ли самостоятельность и инициативность у детей ?
В литературе выделены следующие виды культурных практик : - свободные практики детской деятельности ( игра, продуктивная, познавательно - исследовательская деятельность и др.); - практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом ( ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.); - практики игрового взаимодействия ( сюжетно - ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры и др.);
- коммуникативные практики – ( чтение художественной литературы, развитие речи, игры - драматизации и т. д.); - культурные практики здорового образа жизни ( физическое развитие, воспитание культурно - гигиенических навыков и др.); - культурные практики формирования поведения и отношения ( сюжетно - ролевые игры, бытовой труд и др.); - культурные практики познания мира и самопознания ( познавательно - исследовательская, продуктивная деятельность, нравственно - патриотическое воспитание, самопознание и др.)
Соотношение видов культурных практик, универсальных культурных умений и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Виды культурных практик Универсальные культурные умения Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ( п. 4.6 ФГОС ДО ) Свободные практики детской деятельности Владеет основными культурными способами деятельности ; самостоятельно действует ( в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности ); выражает индивидуальное предпочтение видам деятельности, партнерам Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно - исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Соотношение видов культурных практик, универсальных культурных умений и целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования Виды культурных практик Универсальные культурные умения Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования ( п. 4.6 ФГОС ДО ) Практики игрового взаимодействия В сюжетно - ролевой игре разыгрывает события из личной жизни, дополняя и приукрашивая действительность желаемым ; согласовывает свои действия с действиями партнеров по игре ; следует различным правилам и социальным нормам. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре ; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
« Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм ( где культура – сущностное качество любой формы деятельности )». ( Крылова Н. Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике )
Литература : 1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России ) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ». 2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ( одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию, протокол от 20 мая 2015 г. 2/15). 3. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе : культурные практики детей. – М.: Сентябрь, Крылова Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.
6. Корепанова М. В. Культурные практики как основа проектирования образовательной деятельности дошкольников // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Лыкова И. А., Протасова Е. Ю. Культурные практики в детском саду : современный подход и возможные трактовки // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Родина Н. М. Культурные практики в образовательном процессе детского сада // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Теплова А. Б. Культурные практики детства // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, Щетинина А. М. Условия овладения ребенком позиции субъекта деятельности // Журнал « Детский сад : теория и практика ». 2015, 1.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Фомичева Татьяна Павловна, канд. психол. н., доцент Центра дошкольного образования ИПКиППРО